Собственно, сам того не зная, даже брезгливый человек за год съедает примерно один килограмм различных насекомых: клещей, тлю, личинок плодовой мушки, кукурузных червей и долгоносика. На сей счет в пищевой индустрии разработаны даже нормы, стандарты, так сказать, качества. В стакане фруктового сока могут находиться не более пяти плодовых мух, а в пакетике замороженного шпината из магазина – предельно допустимое количество гусеничных личинок и тли.
Даже процветающая Европа, не страдающая хроническим недоеданием, открыла ворота официальному употреблению в пищу насекомых. Ученые давно изучают этот щекотливый вопрос и заверяют, что разные жуки, сверчки и кузнечики – отличная альтернатива говядине и свинине. В них больше железа, кальция и цинка, в которых нуждается человеческий организм. Присутствуют витамины и полезные микроэлементы.
Единственный недостаток такого «здорового питания» – насекомых нельзя отлавливать в дикой природе, например в лесу. Тамошние сверчки и прочее могут быть чем-нибудь заражены. А чтобы полностью себя обезопасить, все насекомые должны выращиваться в специальных условиях, отвечающих нормам СанПина.
Скорее всего, до специальных условий дело дойдет очень быстро. И, возможно, уже наше поколение где-нибудь на Тверской, чтобы «заморить червячка», будет покупать стакан жареных жуков – как когда-то семечки.
Дело в том, что по решению недавнего климатического саммита, все крупные страны приняли на себя повышенные обязательства по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов. Как известно, в результате техногенной деятельности человека, климат на планете стремительно теплеет, тают ледники Арктики и Антарктики, Мировой океан вот-вот начнет затапливать отдельные острова и прибрежные территории.
А чуть ли не главным резервом в выбросах углекислоты является... крупный рогатый скот.
Как считают эксперты ООН, корова, съедая в день 12-14 кг корма, в виде отходов жизнедеятельности выделяет 7 кг эквивалентного углекислого газа, в год – 2,5 тонны. На Земле 1,5 миллиарда буренок – в год, по оценке специалистов, они выбрасывают в атмосферу на 18% парниковых газов больше, чем транспорт, сжигающий бензин и солярку.
Оказывается, во всем виноваты коровы, эти фабрики молока. И в глобальном потеплении на планете, и вообще в экологическом засорении земли. Другой альтернативы как бы и нет: жучки и паучки идут на смену крестьянской буренке!
Возможно, бороться с грядущей климатической катастрофой решили начать с КРС. Ведь насекомые ничего особо вредного не выделяют. Кроме несомненной пользы – чистого белка и калорийности питания – они еще и дешевые, из разряда эконом-класса.
Россия, понятное дело, тоже приняла на себя повышенные обязательства по сокращению вредных выбросов. Хотя для сохранения климата на планете в нынешнем виде сделала больше чем кто-либо. И не только по части использования передовых технологий в промышленности, которые должны вытеснять использование углеводородов.
Взять то же животноводство. Если в 1990 году в стране было 20,6 млн коров, то в 2000-м – 12,7 млн, в 2019-м – 8 млн. По прогнозам аграриев, к 2025 году их останется 7,4–7,5 млн. голов.
Скорее всего, на этот рубеж мы выйдем даже досрочно, ведь поголовье дойного стада в стране продолжает сокращаться. В частности, по сообщению сибирского блогера Павла Березина, только за минувший год в Омской области дойное стадо уменьшилось на 3,3 тысячи, в Новосибирской – на 2,5 тысячи, в Алтайском крае – на 12 тысяч...
Конечно, ради спасения Земли от глобального потепления человечество может перейти на высококалорийных насекомых. Ожидается, что в нынешнем году, после решения Еврокомиссии, их рынок в странах ЕС вырастет по сравнению с 2020 годом на 26,6%.
В Московской области в качестве пилотного проекта с помощью современных технологий уже размножаются личинки тропических мух «черная львинка». На выходе получаются удобрения и ценный биокорм для домашних животных. Кстати, этот самый мучной червь в Европе долгие годы использовался как добавка в корм для сельхозживотных.
Значит ли это, что в перспективе и личинки «черной львинки» могут перекочевать в рацион нашего питания?
Глава производства Акрам Талибов такую возможность не исключает: его личинки – чистый растительный белок, питаются натуральными экологическими плодовыми и овощными отходами. А организовать размножение съедобных насекомых, которые плодятся в геометрической прогрессии, гораздо проще, чем животноводческую ферму. В считаные дни их масса увеличивается в тысячи раз. По времени процесс занимает от трех месяцев до года.
Есть, впрочем, два нюанса, которые в состоянии затормозить процесс. Ученые отмечают наличие у определенных граждан аллергических реакций на такую еду. Подобная диета может подойти не всем.
И уж большинству граждан предстоит преодолеть психологический барьер – отвращение перед тарелкой обжаренных в масле жуков или кузнечиков. Как говорил Собакевич в «Мертвых душах», мне лягушку хоть в сахаре обваляй, я ее есть не буду...
Для справки. Уже не один десяток лет насекомых едят в 36 странах Африки и в 29 – Азии. Проще сказать, в каких странах их не едят. Вот до недавнего времени держалась старушка Европа, да и та, как видим, пошла на попятную.
Деликатесами в разных странах считаются гусеницы ночной бабочки, их даже не всегда жарят на открытом огне. Термитов запекают в кляре – по вкусу получается как вяленая говядина. Разлетаются как горячие пирожки. Ядовитый паук тарантул запекается на медленном огне, как шашлык из курицы.
В некоторых странах муравьи с крыльями считаются более предпочтительными, чем муравьи без крыльев. В них больше белка, чем в курином яйце. Во многих азиатских общепитах востребованы сверчки, жаренные в остром соусе.