Кто ты, «айтишник»?
Теплым весенним деньком вы зайдете на страницу какого-нибудь поискового сервиса, впишете свой запрос, получите нужные ссылки, перейдете по ним и закажете 10 килограмм сухого корма для любимого питомца. Действие займет минут пять, но, скорее всего, вы даже не догадываетесь, какого рода труд стоит за этим. Нет, не на стороне вашего кресла и смартфона, а на другом берегу – по ту сторону экрана. Эта красивая верстка, понятные кнопочки, минималистичная белая страница и вся логика вашего передвижения по сайту – плод работы специалистов IT-сферы: менеджера проектов, маркетологов, дизайнеров, разработчиков, тестировщиков.
Многие из нас до сих пор называют их программистами, а некоторые и вовсе считают, что человек, работающий в IT, должен уметь и сайт взломать, и кулер в процессоре починить. Даже сами айтишники до сих пор путаются в хитросплетениях и названиях профессий. Работа, образование, постоянное обновление учебных программ, возникновение новых языков программирования (далее – ЯП) — все это создает сложности в понимании, тем более при столь колоссально быстром развитии сферы. Именно поэтому средняя зарплата айтишника по стране сегодня составляет около 115 тысяч рублей. И эта планка постоянно стремится вверх. И нет, они вовсе не бесятся с жиру, просто их деятельность – кропотливый труд.
Спецы без ПМЖ
Россия, по традиции, богата талантами. К примеру, Таганрог – европейский лидер по количеству айтишников на душу населения. А отечественные наукограды давным-давно прославились разработкой того, что мы видели когда-то в фильме «Пятый элемент» и читали в книгах-утопиях. Но, несмотря на такой насыщенный IT-рынок, Россия страдает от нехватки квалифицированных специалистов. Представитель российской Минцифры заявил, что стране не хватает от 500 тысяч до 1 миллиона разнообразных айтишников.
Проблема не только в малом количестве новоиспеченных спецов. Рынок труда постоянно ищет более узкоспециализированного работника. Это обусловлено новыми задачами, возникновением новых ЯП. По данным Википедии, только в 2010-х годах появилось 24 новых ЯП. Представьте, с каким бы вызовом столкнулась мировая филология, если бы в год появлялось даже пусть всего 2-3 новых языка?
Другая серьезная проблема состоит в том, что у среднестатистического айтишника нет ни флага, ни родины. При наличии ноутбука на нужной операционной системе, стабильного интернет-соединения и хорошего настроения специалист может работать из любой точки мира. При этом не имеет значения на кого работать: многие российские разработчики давным-давно ведут дела с зарубежными заказчиками. Не говоря уже о массовой транснациональной миграции представителей IT-сферы. По данным специалистов компании gms & g-mate самыми популярными странами для бессрочных командировок остаются США и Германия.
Бизнес не просто в поисках, он в состоянии постоянной охоты на профессиональные кадры. Отсюда и высокие зарплаты и невиданные обывателю условия труда.
Спортзал, комната отдыха, печеньки – включены
Итак, почему же невиданные? Все просто. Для того, чтобы стабильно отвечать запросам заказчиков, бизнес старается создать для айтишников лучшие условия. Тогда эти ребята точно будут выполнять работу качественно.
В современном офисе IT-компании очень сложно встретить посредственный компьютер «два гига, два ядра», клавиатуру в ценовом сегменте «до 1000 рублей», скудное освещение и один монитор. Стоимость рабочего места сотрудника в современной IT-компании превышает 300 тысяч рублей. Вот пример: обычное кресло для офисного работника на предприятии «Банк «Какой Угодно» стоит максимум 10-15 тысяч рублей. Хорошее же кресло, соответствующее нуждам усидчивого айтишника, стоит свыше 50 тысяч.
Все чаще и чаще в открытых вакансиях можно увидеть дополнительные маячки для привлечения внимания будущих сотрудников: «У нас тут есть и спортзал, и комната отдыха. Мы ищем именно тебя!». Корпоративное питание за счет работодателя и вовсе уже стандарт. И не просто какое-то питание, сотрудник может выбрать из действительно широкого разнообразия блюд, или, например, получает талон на некий «безлимит».
Отдельного внимания заслуживает удаленный формат работы. Мало того, что тебе солидно платят, так ты еще сидишь дома в объятиях любимого дивана, делаешь свою работу и не обременяешь себя излишней социализацией.
Также кардинально отличается работа с айтишниками кадровых служб. Во-первых, они уже не «кадровики», а гордые HRы [эйчары] или рекрутеры. Во-вторых, им теперь приходится разбираться во всех сложностях профессии, чтобы уметь собрать высококвалифицированный коллектив. Необходимо понимать рынок IT-сферы, иметь высокий уровень знаний английского языка и, конечно, особенные личные качества. Как говорилось выше, айтишники – фрукты зачастую необычные, и рекрутеру, и эйчару теперь нужно уметь найти общий язык с этим фруктовым садом. Для этого существуют целые схемы правильной работы с коллективом в айти.
Флагманы IT России
Давайте проведем небольшой обзор офисов флагманских IT-компаний России. Яндекс – компания, которая не нуждается в подробном представлении. Настоящий IT-гегемон, расположившийся в 29 городах мира, владеет поисковым сервисом, который стал 4-ым в мире по количеству запросов за год. Сложно говорить про каждый офис Яндекса, ведь только в Москве компания занимает более 50 тысяч квадратных метров. Недавно Яндекс презентовал проект новой штаб-квартиры, который будет построен в Гагаринском районе Москвы вместо гостиницы «Корстон». Компания собирается оставить первые два этажа здания и всю территорию открытой для всеобщего посещения. На нижних этажах расположатся кафе, салоны красоты, аптеки и другие организации, а вокруг офиса появится общественное пространство, где любой сможет отдохнуть и позаниматься спортом.
В дизайне сооружения принимало участие конструкторское бюро PLP Architecture из Англии. Здание спроектировано так, чтоб работники могли выполнять должностные обязанности вне зависимости от того, где они в этом здании находятся. Здесь предусмотрены маленькие переговорные комнаты для общения с теми, кто работает удаленно. Для оффлайн-сотрудников предусмотрены столовые, кофейни, спортивные залы, бассейн и просторная терраса на крыше штаб-квартиры.
Яндекс неслучайно выбрал для возведения офиса Гагаринский район столицы: первый офис компании находился именно тут, и многие сотрудники компании живут в этом районе города. Для тех, кто живет неподалеку, авторы идеи предполагают запустить бесплатные автобусы до офиса для всех желающих. Для владельцев автомобилей будет предусмотрена многоуровневая подземная парковка, на которой будут стоять еще и машины каршеринга Яндекс.Драйв. Парковаться Яндекс планирует разрешить не только работникам, но и жителям близлежащих домов.
Рамблер – один из самых крупных холдингов, вобравший в себя огромное количество известных СМИ и крупных медиа-проектов. Начнем с того, что штаб-квартира Рамблера занимает 11900 квадратных метров помещений в бизнес-центре Даниловская Мануфактура в Москве. На этой, мягко говоря, просторной территории базируются 1700 сотрудников. Средний возраст сотрудников, кстати, не превышает 32 года. Если очень хочется посмотреть, а не почитать, Рамблер создал отдельную страничку, посвященную офису компании на Варшавском шоссе.
За грамотное убранство помещений отвечала целая дизайн-студия, им удалось организовать комфортные условия для сотрудников компании. Тут и многочисленные комнаты отдыха, кухни, столовые, редакторские столы, переговорные кабинеты, студии звукозаписи, прогулочные зоны и многое другое. Справедливо отметить, что здесь трудятся не только айтишники, но и журналисты, редакторы, маркетологи и другие специалисты. Но компания позиционируется как эксперт в сфере информационных технологий и условия для разработчиков тут на самом высшем уровне.
Но не только Белокаменная славится крутыми офисами IT-компаний. Отправимся в силиконовую долину России – Ростовскую область. В столице субъекта достаточно большое количество предприятий в сфере информационных технологий. Одно из них - провайдер защиты сервисов от кибератак DDoS-Guard. Офис компании находится в самом сердце города в одном из фешенебельных бизнес-центров. Он занимает весь этаж, разделенный на 3 больших опен-спейса (кабинета), в которых располагаются команды (отделы) по разработке и продвижению услуг. Компания существует уже 10 лет и владеет недюжинным опытом в работе с коллективом. Работодатель предоставляет меню блюд сотрудникам на каждый день, не привязывает специалистов к единому началу рабочего дня.
В одной из комнат расположился спортзал с профессиональными тренажерами и теннисным столом. В другом таком пространстве есть большая лаунж-зона, где можно почитать, поиграть с коллегами в видеоигры и даже немного вздремнуть.
Эйчары DDoS-Guard часто проводят посиделки с гитарой, конкурсы мемов, турниры по разным видам спорта. Но тут бывают не только сотрудники компании – частенько в гости заходят и студенты-стажеры. DDoS-Guard обеими руками «за» молодые таланты, и поэтому ведущие разработчики ведут бесплатные лекции, где знакомят новоиспеченных специалистов со сферой информационной безопасности. Все вышеперечисленное можно увидеть в социальных сетях компании.
Вчера «компьютерный червь», сегодня — завидный жених
Таким образом, крупные игроки IT-рынка стараются привлечь мастеров разработки в свои офисы. В самом деле, это делает ситуацию на бирже труда более стабильной, ведь именно условия работы часто становятся во главе угла при выборе подходящего места для трудоустройства. Примеры из регионов должны подтолкнуть компании из других сфер бизнеса выстраивать правильные отношения со своими сотрудниками вдали от российских столиц.
Вот и получается, что еще несколько лет назад компьютерные мастера в основном представлялись непрезентабельными юношами, а уже сегодня — это одни из самых обеспеченных людей общества. При этом сфера продолжает развиваться, шагая вперед семимильными шагами. Ну а кадры придут. Обязательно.