Разговор в эфире «МК» об английском (а частично и на английском) языке открыли два типичных заблуждения, связанные со сдачей ЕГЭ по этому предмету. Первое, рассказала Мария Никитина, полагать, что для того, чтобы сдать экзамен на 100 баллов, нужно прорешать кучу вариантов. Все, что нужно одиннадцатиклассникам, у них уже есть, заверила педагог. Это — багаж знаний, накопленный со 2-го класса, а кое у кого и с 1-го класса. Не просто же так они просиживали уроки! Учили ведь лексику, разбирались в грамматике, читали тексты, тренировались воспринимать речь на слух. Теперь эту базу стоит дополнить аутентичными источниками: книгами, газетами, журналами, фильмами и видео на YouTube. Погрузиться, так сказать, в языковую среду.
Второе заблуждение выпускников — уверенность в том, что нужно знать все слова, которые попадутся в аудировании и чтении. На самом деле о смысле незнакомых слов легко догадаться по контексту. Но если даже не догадаетесь, это наверняка не помешает выполнить большую часть заданий всем, кто готовился.
Как готовиться к ЕГЭ по английскому языку
Конечно, нужно обязательно отработать задания. Стоит также почитать критерии оценивания и поработать с бланками, поскольку иногда, если запаникуешь (а экзамен — как ни крути, все равно волнение), можно сделать досадную ошибку и потерять баллы. Все необходимое для этой работы есть на сайте ФИПИ: тут тебе и демонстрационный вариант, и критерии оценивания, и навигатор для самостоятельной подготовки. Однако, осваивая все это, не упускайте из вида еще одну важную цель: внимательно читайте и понимайте, чего от вас хотят в задании. Отсутствие этого навыка — одна из самых распространенных причин потери баллов.
Возьмем, к примеру, задания 19–25. Там нужно изменить грамматическую форму слова: допустим, поставить глагол в определенное время или поменять число у существительного. А вот в заданиях 26–31 нужно изменить часть речи, то есть из одного слова сделать другое. Но «очень часто получается, что в заданиях 19–25 дети вместо того, чтобы поставить сравнительную степень прилагательного, пишут наречие, чего в задании не требуется, — говорит Никитина. — Ну и конечно, некоторые трудности, может быть, вызовет третья часть. Здесь опять же нужно внимательно смотреть на контекст, потому что, если вы просто учите слова, а не словосочетания, то могут быть сложности. Повторять, наверное, стоит глаголы и предлоги».
Теперь о трудностях при аудировании. Здесь самое сложное задание для выпускников, по оценке Никитиной, — «дифференциация между False (неверно) и Not stated (в тексте не сказано). False — это если в предложенном утверждении мы находим противоречие с информацией в тексте. А если в тексте вообще нет никакой информации на эту тему, тогда это Not stated».
— На что нужно обратить внимание при выполнении заданий раздела «Письмо»? И как получить за них максимальный балл? — подключились к вопросу о сложностях зрители.
— Чтобы хорошо выполнить это задание 39, личное письмо, надо уметь рассказывать о себе, — разъяснила Вербицкая. — И пусть кто-то говорит, что современные подростки не пишут писем, тем более традиционных, бумажных. Это может быть и электронное письмо. Вот задал тебе вопросы друг по переписке, а ты на них отвечаешь. Даже не письмо пишешь, а блог сочиняешь и рассказываешь о своей жизни — умения нужны те же. Особое внимание к деталям: какие вопросы задал друг, на те и отвечаем! Не будем обижать этого друга и читателей блога, которые хотят узнать об одном, а мы им рассказываем совсем про другое! Второе задание раздела «Письмо» относится к высокому уровню сложности. Здесь надо уметь рассуждать, потому что любой язык — это средство общения, коммуникации, мышления. И поэтому надо рассуждать, идти по плану, раскрывать все пункты в той логике, которая вам предложена, и стараться донести свою точку зрения. При этом очень важно, чтобы это было ваше личное мнение, а согласитесь вы с предложенным утверждением или нет, значения не имеет! Не думайте, что положено обязательно согласиться, а то снизят балл. Нет! Важно лишь, как вы аргументируете свое мнение, умеете ли отстаивать свою позицию и вести дискуссию.
— Какие лексические единицы нельзя использовать при написании эссе, так как нам рекомендуют придерживаться официально-делового стиля? — напрямую подключился к разговору Брянск. — Есть ли какой-то набор лексических единиц, которые категорически нельзя использовать?
— Стиль в эссе требуется нейтральный, но не официальный, — уточнила Никитина. — Есть некое противопоставление между личным письмом другу и эссе. А потому в эссе мы не можем использовать разговорную лексику: например, folks (люди) вместо people (люди). Также мы не можем использовать разговорные выражения типа lets (давайте). Это не совсем к лексике относится, но использование сокращенных форм глаголов — это ошибка. В данном задании этого делать нельзя. Риторические вопросы — тоже нарушение нейтрального стиля, соответственно исключаем и их.
— Снова вопрос из Брянска: «Целесообразно ли начинать работу с выполнения объемных заданий 39 и 40 в письменной части и оставлять на потом решение заданий, которые связаны с проверками навыков чтения и грамматических навыков?»
За первую часть (аудирование, чтение, грамматика и лексика) дается 60 баллов, за письмо и эссе — 20 баллов. Поэтому выгоднее быстренько прорешать первую часть, потом написать письмо, а оставшееся время оставить на эссе. Может быть и другая тактика: прорешать дома с таймером, сколько времени что заняло, и если какое-то задание отнимает слишком много времени, его пропустить, потом сделать задания 39 и 40, а потом вернуться к пропущенному.
— В задании 40 сказано, что надо дать 2-3 аргумента в защиту своей точки зрения. Если дать только 2, снизят ли балл? Стоит ли приводить лишние аргументы про запас?
— Раз написано «2-3», значит, можно 2, а можно 3, — разъяснили эксперты. — Тут важно выражение своей точки зрения. А, значит, аргументов в защиту вашей точки зрения должно быть больше, чем тех, что представляют противоположную точку зрения. Таким образом, выстраивается структура: два аргумента в свою пользу, один аргумент — противоположная точка зрения, и в 4 абзаце мы говорим, что должны оспорить аргумент, приведенный в третьем абзаце. И еще один момент: если аргументы у вас краткие, то, конечно, надо бы три. А если у вас два аргумента, но они развернутые, то и не надо третьего: здесь имеет значение вес аргументации, и за два хороших убедительных аргумента задачу засчитают выполненной. Только важно понимать, из чего состоит аргумент. Это не «я так считаю и все»! Аргумент — это утверждение, и должно быть продолжение либо пример, который защищает эту точку зрения. Вот тогда это и будет полный развернутый аргумент, а не просто ваша точка зрения и все.
— Очень часто встречающийся вопрос: «Как правильно оформлять развернутые ответы, чего не нужно делать?»
— Во-первых, нужно написать номер задания: 39. Затем написать письмо (естественно, если говорить о внешнем виде, то с делением на абзацы). Написали письмо, 40 цифру поставили, написали тему, которую мы выбрали (потому что предлагается две темы) и поехали по абзацам писать наше эссе, — рассказала Никитина. — Важный момент: при подготовке к международным экзаменам часто пытаются выучить топик и впихнуть его на экзамене. На ЕГЭ этого не надо! Во-первых, формулировка тем бывает разная. Во-вторых, есть система антиплагиата, и, если кусок текста обнаружат в интернете, такую работу могут счесть списанной и аннулировать. Что надо делать? Взять хороший текст (учебный, аутентичный или оригинальный текст из журнальной публикации, но только не какого-нибудь малограмотного блогера, а качественный) — рассыпать его на словосочетания, а потом составить из них свой текст на какую-то близкую тему. Например, текст про то, как американские школьники стали меньше читать литературу, а вы напишите, что у нас все-таки еще читают. Попробуйте из этих словосочетаний, из этих кирпичиков слепить новое здание, в котором будет ваша точка зрения!
— Вопрос из чата: Will-Shall (вспомогательные глаголы, выражающие намерение в будущем) это до сих пор актуальная история?
— Оказалось, нет: «Язык меняется, и сейчас уже во всех современных изданий грамматических нет этого деления», — констатировала Никитина.
— А можно ли использовать апостроф при написании ответов?
— В кратких ответах на бланке 1 мы бы рекомендовали писать полные формы глаголов: do not know (вместо don't know — не знаю),- заявила Вербицкая. — Потому что компьютер плохо видит апостроф. Но написать с апострофом можно, мы на верификации догадаемся, что вы имели в виду. А что касается бланка №2, то есть развернутых ответов на задание 39 и 40, то здесь, безусловно, все как полагается по правилам орфографии. В неофициальном стиле, в личном письме краткие формы с апострофом приветствуются, хотя и полные формы не являются ошибкой. В ответе на задание 4 в нейтральном стиле кратких формы не должны использоваться.
— Прямое включение лицея «Дубна»: Проходят ли КИМы ЕГЭ экспертизу у носителей языка?
— Экспертами выступают наши российские учителя, методисты, вузовские преподаватели и обязательно носители языка. Причем не просто носитель языка, который случайно здесь оказался в стране, а специалисты-преподаватели английского языка, — сообщила Вербицкая. — Нет ни одного текста в ЕГЭ, который переводился бы с русского языка, и нет ни одного текста, который был бы написан русскими специалистами! Это все аутентичные тексты. Они существуют в сфере английского языка и используются нами для заданий. Или иногда учителя пишут: «У вас ошибка в тексте». Коллеги, это не ошибка, это так теперь пишут по-английски! Так что читайте, читайте в интернете, журналы, книги, фильмы смотрите, слушайте, вливайтесь в стихию языка!
— Заинтересовались ошибками и школьники: «Есть ли у учеников возможность связываться с составителями КИМов, если они нашли какую-нибудь логическую несостыковку?» — поинтересовалась в «Дубне».
— Если вы имеете в виду задания, которые публикуются в многочисленных пособиях, то обращаться надо в издательство, к авторам пособия, — отметила Вербицкая. — ФИПИ к этому не имеет отношения. Если вы имеете в виду, что на экзамене вам достался КИМ, и вам кажется, что там что-то не так — напишите на сайт ФИПИ. Мы обязательно все рассмотрим и ответим.
И на сладкое — лайфхаки для устных заданий.
- Разговаривайте с собой по-английски. Просто идете по улице — представьте себе, что вы по телефону с кем-то разговариваете: а вот что я увидела, а что здесь происходит. Старайтесь больше с самим собой говорить по-английски и думать по-английски.
- В устном ответе есть возможность исправить свою ошибку. Вы можете ту же фразу или словосочетание (например, артикль не тот поставили) повторить с правильным артиклем. Эксперт будет оценивать в устной части то, что услышит последним. Точно так же, как в письменной части, если вы сделали ошибку, аккуратненько зачеркнули, написали исправление, эксперт будет оценивать именно эту, исправленную часть работы, а не будет рассматривать, что именно вы зачеркнули.
- Не слушайте блогеров в интернете, которые дают советы типа «выучите эти 30 фраз и вы ответите успешно на любое задание».
Приглашенная в студию выпускница Фан Хоай Линь рассказала, как готовиться к экзамену. Она записалась на онлайн-курсы и каждое воскресенье созванивается с куратором и общается с ним на английском: «Учу новые слова, постоянно делаю задания и устную часть. Для меня устная часть не так сложна, как эссе. Из-за этого, кстати, опасаюсь, что трех часов на ЕГЭ для меня мало, ведь любому сочинению я уделяю минимально 80 минут! Будет ли правильным уделить эссе всего 40 минут?»
Не сомневаемся: все всё успеют и получат достойные оценки! Следующий эфир марафона «МК» «ЕГЭ — это про100» будет посвящен географии. Свои вопросы можно прислать на сайт «МК», нашу страницу в соцсети «ВКонтакте» или официальную страницу Рособрнадзора. Ждем вас на наших онлайн-консультациях! И не сомневайтесь: «ЕГЭ — это про100»!
Следите за прямыми эфирами в наших соцсетях VK, YouTube.
0+