Назван действенный метод реабилитации после эндопротезирования сустава

«Пациенты потом ходят без палочки»

Как важно порой не тянуть с обращением к доктору при, казалось бы, незначительных ушибах и падениях во время активных выходных на даче с семьей, рассказывает Артур Глумаков, травматолог-ортопед Открытой клиники на проспекте Мира.

 «Пациенты потом ходят без палочки»
Доктор Глумаков на приеме

тестовый баннер под заглавное изображение

Своевременное обращение к врачу значительно улучшает прогнозы пациента и сокращает сроки лечения и реабилитации. Яркий тому пример — история одного моего пациента.

Ко мне обратился молодой спортивный мужчина, 45 лет. Он получил травму во время активных игр со своими маленькими детьми на свежем воздухе — семья отдыхала в выходные на даче. В результате неловкого движения он упал на улице на бедро и почувствовал резкую боль. Он решил, что это сильный ушиб, поэтому пошел полежать и отдохнуть в ожидании, что скоро все пройдет.

Однако в течение дня боль не стихала. Надо отметить, что в связи с регулярными занятиями спортом этот человек уже умел в анамнезе спортивные травмы, был знаком с болью при падении. Поэтому примерно знал, что делать. Пару дней он лежал, и боль постепенно, импульсами, уменьшалась. И все же болевой фон присутствовал. На второй день он предпринял первые попытки встать и пройтись. Ему удалось подняться и, прихрамывая, походить. Полноценной опоры на ногу не было, однако, пусть и с хромотой, способность передвигаться сохранилась.

Еще несколько дней он пользовался противовоспалительной мазью, пил обезболивающее в надежде, что все само пройдет. Однако хромота и болезненность сохранялась три недели, опору на ногу он по-прежнему осуществлять не мог. И тогда он принял решение обратиться к доктору. И поехал в травмпункт.

После осмотра доктор назначил ему рентген тазобедренного сустава в двух проекциях. И, по итогам снимка, поставил диагноз — субкапитальный вколоченный перелом головки бедра. Головка не отломилась, а просто вошла в шейку, а такие переломы считаются условно стабильными. В такой ситуации пожилым пациентам, людям за 70–80, назначают домашнюю реабилитацию, в основе которой — обездвиживание сустава. Ведь операцию и длительный наркоз в таком возрасте перенести сложно.

Однако и этому молодому еще человеку доктор из травмпункта сообщил, что такие переломы могут срастаться самостоятельно, и отправил домой реабилитироваться покоем. А по факту ему должны были сделать эндопротезирование сустава, после такой операции молодой активный мужчина остается молодым активным мужчиной. Увы, доктор ему о ней ничего не сказал.

И вот, по прошествии еще пары недель пациент понял, что лучше ему не становится: нога утратила способность полноценно разгибаться. Ко мне он припрыгал с согнутым под углом в 45 градусов бедром. После осмотра я понял, что, скорее всего, он не лежал, а нарушал режим. Я назначил ему еще один рентгеновский снимок, по которому было видно, что намеков на улучшение ситуации нет. Никакой консолидации перелома не произошло. Осмотреть ногу, как следует, я не мог — ввиду неправильного положения костей у пациента началась мышечная контрактура, и при любой попытке движения у него начиналась боль. Итак, полноценный осмотр был невозможен, но было ясно, что ситуация уже зашла далеко.

И все же очень хорошо, что он обратился ко мне тогда, а не стал ждать, пока все рассосется. После снимкам стало однозначно понятно, что ему необходима реабилитация. Но первое, что нужно было сделать — устранить грубую костную деформацию. Поэтому я направил его на эндопротезирование сустава — его в такой ситуации сделать никогда не поздно, другое дело, что перелом уже успел привести к развитию изменения (гипертонусу) в мышцах и в мягких тканях вокруг тазобедренного сустава, что немного усложняло реабилитацию. И после оперативного лечения требовалось уделить внимание всем мягким тканям тазового пояса.

Это можно делать разными путями. Есть, например, ЛФК с инструктором. А есть специальные аппараты механотерапии для пассивной разработки сустава в режиме сгибания и разгибания. Аппараты здесь работают гораздо лучше.  Ведь нам важно достичь симметричности работы разбалансированных мышц. И тут исключительно важна монотонная работа. Руки инструктора не могут ее обеспечить, а аппарат может задать определенные показатели и разработать ногу до достижения физиологической амплитуды движений.

После курса механотерапии, я назначил пациенту курс электростимуляции мышц. Сегодня это основополагающая процедура в реабилитации пациентов после таких переломов. Изначально электростимуляцию придумали для пациентов неврологического профиля, с длительными повреждениями спинного мозга, а также для людей после инсульта. Постепенно стало понятно, что этот вид реабилитации отлично подходит и для пациентов после оперативного лечения суставов нижних конечностей, в том числе после эндоропротезирования бедра, голеностопа. Во время процедуры можно контролировать шаг, скорость, угол наклона. В своей практике я пришел к выводу, что идеальных показателей пациенты достигают, если по время процедуры ходят по беговой дорожке. Большой плюс и в том, что все показатели, которые мы хотим изменить, можно отрабатывать в симметрии — пациенты тупо «нахаживают» себе количество сокращений. На аппарате мы задаем нужный ритм в определенную фазу движения. Наша задача — максимально укрепить мышечную память, что достигается большим количеством однотипных сокращений мышц за небольшой промежуток времени. Как показали эксперименты на пациентках с нарушением двигательной активности, после 30–50 тысяч однотипных сокращений одной мышцы восстанавливается паттерн ходьбы. В результате у пациента волей-неволей мышцы начинают  работать так, как должны. Для этого хватает курса в 15–20 процедур, которые выполняются 4-5 раз в неделю.

В среднем восстановление после эндопротезирования с помощью традиционных методик занимает полгода. И потом пациенты, как правило, остаются на всю жизнь с палочкой. Но данная методика позволяет восстановить двигательную активность за пару месяцев. И главное, пациенты потом ходят без палки, что особенно важно для пожилых. 

На реабилитацию этого пациента ушло примерно полтора месяца, и это отлично, потому что все же он обратился вовремя. Электростимуляция в его случае оказалась очень эффективной. Еще раз хочу напомнить, что, если после травмы боль сохраняется, есть ограничения в движениях — обратитесь к врачу. И тогда вашу проблему можно будет решить быстрее.

Читайте советы доктора в следующем номере газеты «Московский Комсомолец» в понедельник, 26 апреля. И, конечно,  мы ждем ваши вопросы на электронный адрес редакции  HYPERLINK "mailto:info@mk.ru"info@mk.ru.

Сюжет:

Спроси у доктора

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру