О том, что в России сложился избыток людей с высшим образованием и нехватка специалистов среднего звена, эксперты твердили десятилетиями. За последние 10 лет ситуация изменилась радикально: в колледжи сейчас идут до 60% от общего числа некогда поступивших в 1-е классы. И это, похоже, перебор.
— К 2030 году не менее 50% выпускников школы должны получать высшее образование, — сформулировала неожиданную задачу член думского Комитета по образованию и науке Ольга Пилипенко. Вот только готово ли к ее выполнению наше вузовское хозяйство, уцелевшее, несмотря на выдающиеся реформы последних десятилетий? Оказалось, что не очень.
По данным той же Пилипенко, доступность высшего образования по стране в среднем сейчас составляет 27% — от минимального 1% в Ямало-Ненецком автономном округе до максимальных 58% в Томской области. Таким образом, необходима срочная реализация программ развития вузов, констатировала депутат. Но за счет чего?
Действительно, в последние годы отмечается рост количества бюджетных мест: на 2022 год их выделено вузам 381 тыс., а на 2030-й будет уже 480 тыс. Но куда девать эту растущую на глазах ораву студиозов? Вузовское хозяйство в большинстве случаев выглядит так, будто пережило ядерный удар: старье, разруха, хлам и прочая мерзость запустения. Да и как иначе, если в нынешних госзаданиях вузам подготовка специалистов заложена, а средств на развитие — нет. И вузы при этой бюджетной смете в 00 руб. 00 коп. вынуждены либо охотиться за государственными грантами, которые, ясное дело, достаются в основном крайне узкому кругу университетов, либо использовать внебюджетные средства. То есть выкачивать деньги из студентов и их семей.
— Да, государство задолжало вузам, — признал многолетнее бюджетное недофинансировние системы высшего образования замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев. — Но сейчас мы будем развивать вузовскую инфраструктуру, и уже с этого года начались вложения.
В частности, как сообщил замминистра, принята десятилетняя программа ремонта общежитий и учебных корпусов; анонсировано создание сети современных университетских кампусов; а на обновление оборудования и приборной базы выделены беспрецедентные 4,5 млрд руб. Более того, памятуя об уроках перехода на дистанционку, в пожарном порядке начата цифровизация высшего образования. Первыми ей подвергли 44 вуза с совсем уж аховой ситуацией, причем от конкурсного распределения средств на эти цели перейдут к нормативному (гарантированному) бюджетному обеспечению .
Изменятся и программы обучения. Работодателей всерьез привлекут к подготовке кадров, причем не в виде мифического участия бизнесменов в написании вузовских бумажек, которых никто никогда не прочтет, а в самом прямом смысле: часть учебной программы будет вынесена на площадки реальных предприятий-партнеров, где учеба будет совмещаться с реальной работой (нечто вроде германской системы дуального обучения), а сами учебные программы максимально увяжут с конкретными экономическими потребностями регионов, где расположены вузы и колледжи.
Картина замечательная. Да и с хроническим недофинансированием замминистра попал в самую точку: на наше высшее образование идет 3,68% ВВП, хотя в развитых странах — не менее 5-6%. Но на ближайшее-то время нынешний показатель сократят еще больше — до 3,6% ВВП. Новый бюджет уже сверстан. Так за чей же счет весь этот банкет?