Супруг британской королевы хотел, чтобы ему устроили военные похороны – как ветерану королевского флота. Более того, герцог Эдинбургский был и ветераном войны.
Покинув расположенную в Шотландии школу Гордонстоун в начале 1939 года, Филипп проучился кадетом в Королевском военно-морском колледже в Дартмуте, затем вернулся ненадолго в родную Грецию, где в течение месяца жил со своей матерью в Афинах.
По приказу греческого короля Георга II Филипп вернулся в Британию в сентябре (а как известно, 1 сентября 1939 года в Европе началась Вторая мировая война), чтобы возобновить обучение для королевского флота.
В следующем году Филипп окончил колледж в Дартмуте как лучший курсант своего курса. Во время Второй мировой войны он продолжал служить в британских вооруженных силах, в то время как два его зятя – принц Кристоф Гессенский и Бертольд, маркграф Баденский, – сражались на стороне противника.
Филипп был назначен мичманом в январе 1940 года. Он провел четыре месяца на линкоре HMS Ramillies, защищая конвои австралийских экспедиционных сил в Индийском океане, а затем более короткие сроки служил на кораблях HMS Kent, HMS Shropshire и на Цейлоне.
После вторжения Италии в Грецию в октябре 1940 года Филипп был переведен из Индийского океана на линкор HMS Valiant Средиземноморского флота.
1 февраля 1941 года Филиппа назначили младшим лейтенантом после серии курсов в Портсмуте, на которых он получил высшую оценку по четырем из пяти разделов квалификационного экзамена.
Будущий муж британской королевы участвовал в битве на Крите и упоминался в депешах за время его службы во время битвы у мыса Матапан, в которой он контролировал прожекторы линкора. Филипп был награжден Греческим военным крестом.
В июне 1942 года Филипп был назначен служить на эсминце HMS Wallace, который участвовал в задачах сопровождения конвоев на восточном побережье Великобритании, а также во время вторжения союзников на Сицилию. Повышение до лейтенанта последовало 16 июля 1942 года.
В октябре того же, 1942 года он стал первым лейтенантом HMS Wallace. В 21 год Филипп сделался одним из самых молодых старших лейтенантов Королевского флота. Во время вторжения на Сицилию в июле 1943 года, будучи заместителем командира Уоллеса, он спас свой корабль от атаки ночного бомбардировщика. Разработал план спуска плота с дымовыми поплавками, которые успешно отвлекали бомбардировщики, позволяя кораблю ускользнуть незамеченным.
В 1944 году Филипп перешел на новый эсминец HMS Whelp, где проходил службу на Тихоокеанском флоте Великобритании в составе 27-й флотилии эсминцев.
Будущий герцог Эдинбургский присутствовал в Токийском заливе, когда там был подписан акт о капитуляции Японии.
Филипп вернулся в Британию в январе 1946 года. Военная служба принца была лишь частью его длинной биографии, в которой так или иначе отразились бурные события ХХ века и начала XXI столетия.
Единственный сын греческого принца Андрея, внук короля Греции Георга I, Филипп с рождения имел титул принца Греческого и Датского. По отцу он принадлежал к царствовавшему в Греции датскому дому Глюксбургов, а его бабушкой со стороны отца была Ольга Константиновна Романова – внучка Николая I. По матери он тоже приходился родней династии Романовых: его родительница, принцесса Алиса, происходившая из гессенского рода Баттенбергов, была племянницей последней российской императрицы Александры Федоровны и троюродной сестрой Николая II. Не говоря уж о том, что Филипп приходился правнуком датского короля Кристиана IX и праправнуком английской королевы Виктории.
Когда в 1967 году принца Филиппа спросили, не хотел бы он посетить Советский Союз, он в своем духе ответил: «Я очень хотел бы поехать в Россию, хотя эти ублюдки убили половину моей семьи». Расстрел большевиками царской семьи действительно служил препятствием для британских монархов, приходившимся близкими родственниками Николаю II, для приезда в СССР.
Тем не менее уже в сентябре 1973 года муж королевы первым из членов британской королевской семьи посетил Советский Союз с неофициальным визитом в качестве президента Международной федерации конного спорта. (Параллельно с отцом в советский Киев прибыла и королевская дочь принцесса Анна, чемпионка Европы по конному троеборью.) В Кремле его принимали Брежнев, Косыгин и Подгорный. В ходе этого визита герцог Эдинбургский посетил Москву, Ленинград и Киев.
Как писало 48 лет назад издание The New York Times, в аэропорт Внуково принц Филипп прилетел, лично пилотируя свой самолет. На Западе приезд мужа британской королевы восприняли как признак потепления советско-британских отношений «после прохладного периода, который последовал за высылкой из Лондона более 100 советских дипломатов в 1971 году по обвинению в шпионаже».
Как сообщала The Guardian, рассекреченные материалы говорят о том, что Букингемский дворец предпочел бы ограничить советский вояж принца Филиппа конным спортом. Но муж королевы согласился с советской программой мероприятий, которая включала прием у председателя Президиума Верховного Совета Николая Подгорного, государственный обед, устроенный Верховным Советом Украинской ССР, а также осмотр свидетельств советских достижений в промышленности и космосе. В программу было включено и посещение Московского конного завода №1.
Для несдержанного на язык и легкомысленного герцога Эдинбургского в Лондоне были даже подготовлены специальные информационные документы о том, какие темы разговора приемлемы, а каких следует избегать в СССР. Первым в списке запрещенных тем была судьба российской царской семьи, за которой следовало предупреждение о том, что упоминание Сталина, Хрущева или других бывших членов советского руководства является «деликатной темой». Не советовалось поднимать темы диссидентов, евреев, вторжения в Чехословакию – вместо этого британский Форин офис рекомендовал Филиппу говорить об успехах советских олимпийцев, пионерских лагерях, защите окружающей среды, космосе и перспективах лайнера Ту-144. Герцогу Эдинбургскому (как бывшему военному моряку) также сказали, что он может говорить о советском флоте, если только «не критикует его присутствие в Индийском океане или Средиземном море». Принцу было разрешено упомянуть Вторую мировую войну, но ему сказали, что он не должен ожидать большого признания опасных арктических конвоев королевского флота, а также может столкнуться с критикой по поводу затягивания Великобританией открытия «второго фронта» против Гитлера.
Времена менялись – и в октябре 1994 года принц Филипп вместе с супругой, королевой Елизаветой II, посетил уже постсоветскую Россию: королевская чета побывала в Москве, Санкт-Петербурге, встречалась с президентом Ельциным.
Последний раз Филипп был в России в конце 1990-х – в качестве президента Всемирного фонда дикой природы...
Родство с европейскими монархами не обеспечило счастья маленькому принцу. Ему было всего полтора года, когда его семья была вынуждена покинуть свой дом после того, как военный переворот означал, что оставаться в Греции было небезопасно. Говорят, что малыша Филиппа вывезли из страны чуть ли не в ящике из-под апельсинов (почти как Чебурашку).
Семья фактически была бездомной, но в конце концов поселилась в Париже, где сняла дом у родственника. Но когда Филиппу было восемь лет, его матери диагностировали параноидальную шизофрению. «Его мать трагически оказалась прикованной к тому, что в те дни называлось приютом для душевнобольных», – рассказывает Sky News историк Роберт Лейси. – Это было еще более трагично, потому что Филиппу не сказали, что случилось с его матерью, она просто исчезла из его жизни».
Когда его родители расстались, юный Филипп стал переходить из одной школы-интерната в Германии и Великобритании в другую, пока в конце концов не попал в школу в Гордонстоуне в Шотландии. Многие утверждали, что именно школьные годы превратили Филиппа в того человека, которым он стал.
Свой счастливый билет Филипп вытянул, видимо, в те дни, когда – это было еще до начала войны – во время обучения в колледже он встретил свою будущую жену. Во время королевского визита будущего моряка попросили сопровождать короля Георга VI, его жену и двух дочерей, включая юную принцессу Елизавету (она приходится Филиппу четвероюродной сестрой).
Пара поддерживала связь во время войны, обмениваясь письмами. В то время как Филип в более поздние годы считался верным и поддерживающим мужем, вначале некоторые не были уверены в этих отношениях и не верили, что молодой моряк – идеальная пара для принцессы.
В 1947 году Филипп и Елизавета обручились и поженились – в ноябре, приветствуя огромные толпы празднующего народа. Ради женитьбы на британской принцессе крещенному в православии Филиппу пришлось принять англиканскую веру. Перед свадьбой он принял англизированную версию фамилии матери – Маунтбеттен. А при принятии британского подданства он отказался от иностранных титулов «принц Греческий» и «принц Датский». Накануне заключения брака будущий тесть присвоил будущему зятю титул герцога Эдинбургского, графа Мерионетского и барона Гринвичского.
Когда Елизавета стала королевой после смерти отца Георга VI, жизнь принца Филиппа изменилась навсегда. Ему пришлось оставить военно-морскую карьеру. И как супругу-мужчине ему было неясно, в чем именно должна состоять его роль: быть ли «довеском» к царственной жене или же пытаться играть самостоятельную роль.
После восшествия в 1952 году на престол Елизаветы II Филипп стал супругом царствующего монарха, но титул принца-консорта не принял. Титул принца, обычно даруемый прямым потомкам короля, был присвоен Филиппу в феврале 1957 года.
Но, как считает Sky News, принц Филипп сформировал свой собственный путь, став активным защитником британского бизнеса и продвигая британскую промышленность по всему миру. Он также был приверженцем экологических проблем. Невероятно, признают СМИ, но на протяжении десятилетий Филипп поддерживал 800 различных благотворительных организаций.
Читайте также: «Тебя еще не съели»: кончина принца Филиппа напомнила крутые его шутки