Правом аттестации гидов-переводчиков и экскурсоводов будут обладать специальные комиссии, которые еще предстоит создать в каждом субъекте РФ. Получившие «права» будут занесены в Единый федеральный реестр экскурсоводов и гидов-переводчиков (отдельный реестр будет создан для инструкторов-проводников в области спортивного туризма). Реестры будет вести Ростуризм, пополнять – региональные органы госвласти.
О том, как будет контролироваться наличие у экскурсоводов аттестации, каковы критерии экскурсии (например – считается ли таковой прогулка с друзьями по памятникам архитектуры?), что будет грозить неаттестованным гидам – на данный момент ничего не известно. Сотрудник Ростуризма пояснил «МК», что закон имеет рамочный характер, а подробности его реализации будут определяться подзаконными актами. Которые, надо полагать, предстоит разработать и утвердить до конца нынешнего года. Здесь-то – как и в случае недавно подписанного президентом закона о регламентации просветительской деятельности – разворачивается настоящая регуляторная работа, где имеется простор для обсуждения (уже непубличного) и даже торга.
Одна из сторон этого обсуждения уже прямо и недвусмысленно высказалась о вреде подобной регламентации экскурсионной деятельности. Краеведы, искусствоведы, эксперты в ряде других областей, проводящие авторские поездки и экскурсии, с самого начала настаивали, как минимум, на возможности федеральной аттестации гидов и экскурсоводов – иначе затраты времени и денег на подготовку сложных туров по нескольким регионам выходят за пределы разумного. Проще говоря, такие авторские туры следовало бы учесть в проекте закона как еще одну разновидность экскурсий – но этого сделано не было.
– Нас не слышат и не хотят слышать, – говорит искусствовед, член Общества изучения русской усадьбы Андрей Чекмарев. – Видать, мы показываем не ту страну, какую надо... Задача правильно мотивированного путешествия по России – накупить хохломы, напиться медовухи и свято уверовать в то, что, например, Вятское и впрямь самое красивое село, раз ничего красивее в жизни не видали.... Готовьтесь, любители внутреннего туризма, к исключительно приятному и позитивному восприятию Родины – в духе: «Здравствуйте, гости дорогие, благословенная земля Калужская/Тамбовская/Тверская/Орловская... приветствует вас шутками да прибаутками, щами да капустою, лаптями да кокошниками»....
– Теперь я не смогу поехать с членом Союза экскурсоводов России, специалистом по железным дорогам Юрием Егоровым исследовать эти самые железные дороги, а с учеными-искусствоведами Чекмаревым и Слезкиным смотреть на разрушенные усадьбы Воронежской области, – пишет историк и специалист по культуре Франции Инна Дулькина. – Зато теперь с большой вероятностью меня и в Торжке, и в Рыбинске, и далее везде встретит гид, который радостно зачитает бравурный текст про то, сколько у них рыбаков, бурлаков и златошвей, шпилей, колонн и куполов. От этой оптимистичной перспективы хочется рыдать....
Несколько ученых-краеведов, проводящих авторские экскурсии, рассказали корреспонденту «МК», что не планируют проходить аттестацию даже в «родном» регионе – в том числе и Москве, – поскольку считают эту процедуру унизительной. Основная причина в том, что предмет узкоспециальных авторских экскурсий практически всегда знаком автору лучше, чем любому возможному составу «экзаменаторов». А учить ради получения аттестации корпус из общих сведений, необходимых для обзорной экскурсии, гиды-авторы считают неразумной тратой времени: ведь как раз обзорными-то турами они и не занимаются.
– Будем искать лазейки и надеяться, что массовых репрессий по этой линии не планируется, – рассказал «МК» один из организаторов авторских экскурсий по Москве. – В целом, если получение аттестации на Москву будет действительно обязательным, краеведы, конечно, способны ее получить. Но надеемся, что до этого дело не дойдет.
Вторая сторона в данном обсуждении – та часть туристической индустрии, которая заинтересована в новых правилах. Прежде всего речь идет о гидах и экскурсоводах из регионов, надеющихся перехватить мощный поток столичных туристов. И вопрос здесь не только экономический, но и идеологический: очень часто у жителей конкретного региона и москвичей – очень разные взгляды на то, что нужно считать достопримечательностями, а чего, напротив, стоит стыдиться.
– Я несколько раз была на экскурсиях московских групп, не представляясь коллегам, – рассказала «МК» Татьяна В., гид-экскурсовод из Ярославля. – Иногда было просто стыдно, если честно. Стыдно перед экскурсантами за пренебрежительное отношение экскурсовода к нашему региону. Я изучала историю искусств, понимаю стремление гидов к аутентичности, но на практике получается, что туристы «выискивают блох», с фотоаппаратами облепляют самые заброшенные, аварийные здания. Образ города создается совершенно превратный. Слава некоторых блогеров, которые создают видео типа «Что плохого в Ярославле», многим явно не дает покоя. И это, я считаю, действительно нужно как-то контролировать, ведь сейчас речь идет о построении туристического бренда городов, регионов, и мы все в известном смысле тут конкурируем друг с другом.
Попытки наладить диалог в сообществе экскурсоводов без посредства власти предпринимались – недавно, например, был создан Союз экскурсоводов России, – но, похоже, запоздали. Пользуясь возникшим по естественным причинам несогласием в среде, государство вошло на экскурсионную «поляну» в качестве третейского судьи. И нечего удивляться, что судит оно так, как это удобно ему самому.