Постковидный синдром – не миф и не надуманная болезнь. Повсеместно идут исследования эффективности лекарственных препаратов, которые могут его лечить.
- Первая группа расстройств, которые мы видим сейчас – аффективные расстройства», это комплекс тревожных и депрессивных состояний, которые могут приводить к серьезным нарушениям качества жизни пациентов, – рассказывает Андрей Шмилович.
Есть гипотеза, что депрессия, которая появляется во время COVID-19, связана с поражениями нейронов головного мозга при их контакте с вирусом. То есть авторы этой теории считают, что нервная ткань повреждается самим вирусом, в результате чего и возникает депрессия. Другие же медики утверждают, что депрессия при ковиде не имеет прямого отношения к повреждению нервной ткани, ее происхождение связано с психологическими и социогенными факторами. С точки зрения Андрея Шмиловича, главную роль здесь играют именно социогенные факторы, и на первом месте – «паника от информации», или инфодемия.
– Среди моих больных есть десятка три пациентов, которые демонстрируют депрессивные расстройства, и во всех случаях депрессия напрямую связана с инфодемией. Всегда существует некий паникообразующий инфоповод, который создается во многом из мифов и непроверенной информации. До сих пор просторы Интернета насыщены «пугалками», которые наводят ужас на обывателя, далекого от медицины. И практически отсутствуют материалы по каким-то оптимистическим прогнозам, хотя мы прекрасно знаем, что подавляющее большинство людей хорошо перенесли эту инфекцию и вышли из нее без каких-либо потерь.
Кроме этого, депрессию вызывает и социальная изоляция, которую мы в России почти что пережили, а другие страны еще нет.
– Даже с близкими людьми находиться в вынужденном соприкосновении в режиме 24 часа/7 дней крайне сложно. Мы по-новому оценили важность отдыха друг от друга и ценность «личного пространства». Не менее тяжелым фактором оказалась и обратная ситуация – разрывы устоявшихся контактов. Влияют на психику и потеря работы, банкротство, другие финансовые катастрофы, которые случились в жизни многих людей, потерявших свой бизнес и испытывающих огромные трудности с трудоустройством. Все это психотравмирующие факторы. И если у человека не хватает защитного ресурса – психологического иммунитета, то у него может развиться нервный срыв в виде тяжелых и затяжных депрессивных состояний.
Во второй группе психических расстройств, получивших распространение во время пандемии, относятся разные проявления ипохондрии. Проявляется это расстройство в сверхценном увлечении своим здоровьем и постоянном поиске у себя какого-то невыявленного заболевания. И если и раньше встречалось довольно много таких пациентов, то пандемия их размножила до огромного количества.
- Такие пациенты не успокаиваются после получения хороших результатов обследований, им нужно все перепроверять, они зациклены на поиске у себя новых симптомов ковида, – поясняет Андрей Шмилович.
Ипохондрики баррикадируются дома, категорически отказываясь выходить, даже когда это совсем не опасно. Они надевают излишнее количество средств индивидуальной защиты, у них развивается постоянная навязчивая потребность мытья рук (у этой болезни есть название «мизофобия»). Эти люди категорически отказываются от живых контактов с близкими, друзьями, с которыми у них всегда были хорошие отношения. В этом «ипохондрическом безумии», по определению Шмиловича, они теряют все свои социальные и профессиональные корни, на которых прежде основывалась их жизнь.
Ковид порождает и «когнитивные нарушения», когда страдают память, внимание, способность к счету, функция планирования и так далее, и вот они уже, действительно, связаны с токсическим влиянием вируса на центральную нервную систему. «Нервные клетки, оказавшись в условиях тяжелой интоксикации, могут «уставать», давать сбои, а в каких-то случаях и гибнуть. И тогда мы допускаем вероятность различных заболеваний головного мозга, – констатирует Андрей Шмилович. – Такой человек, переболев ковидом и закрыв больничный лист в поликлинике, должен выходить на работу. Но если его работа связана с умственным трудом или высокой концентрацией внимания, он не может составить бухгалтерский отчет, не может провести совещание, не может договориться о встрече и так далее. У него появляется слабость именно умственных способностей. В этой ситуации нужно обязательно провести неврологические обследования и получить соответствующую помощь».
Вместе с тем доктор успокаивает: «Все эти расстройства в большей своей части обратимы. Они могут пройти и самостоятельно, просто потребуется дополнительное время, но лучше обратиться к специалисту».