– К нам все-таки не хомячка везут, а двух серьезных животных, которым нужны особые условия содержания, – пояснила руководитель центра Вероника Матюшина. – Поэтому у нас они побудут на передержке совсем недолго. Дальше их отправят в один из крупных городов к югу от Москвы на постоянное место жительства – в зоопарк к моему другу. Там для них уже готовят шикарные апартаменты.
Оказывается, жилище для медведя должно быть очень большим – не менее 300 квадратных метров (эти животные не терпят тесноты). Пол должен быть обязательно забетонирован: топтыгины за ночь способны сделать подкоп и выбраться на свободу. Кроме того, место жительства каждого мишки необходимо оборудовать электроникой – так называемым электрическим пастухом. И по возможности – рвом, но такое возможно разве что в государственном зоопарке. Надо отдать должное этим животным: они очень умны. Если засовы в клетке примитивны, «гималайцы» могут внимательно следить за тем, как хозяин открывает им клетку, и в один прекрасный день освободить себя самостоятельно.
Сама Вероника, владелица знаменитой камчатской медведицы Машки, которая в полугодовалом возрасте осталась сиротой, говорит, что ей вполне достаточно одной косолапой питомицы. Сюда и так со всей России регулярно свозят самых разных животных. Например, из Истры однажды привезли 50 зверьков разных мастей, и Вероника не знала первое время, куда их селить посреди зимы. Так что с ней в доме жили даже страусы. А уже медведей ей пытаются пристроить чуть ли не каждый месяц. И всегда это частные владельцы, которые устали от своих животных.
Что касается остальных питомцев Барданова, их участь вот-вот решится. Енотов должны забрать московские волонтеры, а аллигаторов ждут в частном зоопарке Калуги. Вероника подчеркивает, что ни один государственный зоопарк не взял бы на себя ответственность по содержанию животных, которые жили у собственника.
– Это очень рискованное мероприятие: взять неизвестное животное без ветеринарного обследования, паспорта, анализов. Если зверь окажется больным, он способен заразить остальных и погубить всю коллекцию зоопарка, а она стоит огромных денег, – говорит Матюшина.