«Продаю дeтcкую игpушку, сделанную своими рукaми. Прoдаю по пpичинe нeхвaтки денeг нa питaниe для мoих детей. Я не могу пoлучить дeтcкие пocoбия, тaк кaк нашли долг на пятилeтнeм pебёнке», – это объявление (орфография сохранена - авт.) было выложено на сайте продаж. Его автор - Виктория Орлова, мать десятерых детей, попросила за забавного мягкого колобка 20 тысяч рублей, так как, по ее словам, семья практически голодает.
А всему виной долг перед налоговой, который составляет… 96 рублей. Виктория уже оплачивала его, и не раз, но на остаток суммы успевают набежать пени, и поэтому женщина, как ни старается, никак не может выбраться из злостных должников.
Неоднозначное решение приостановить выплаты и субсидии многодетным семьям, если у тех накопился долг в ФНС, было принято в Татарстане прошлой осенью на сессии республиканского Госсовета и утверждено постановлением кабинета министров Татарстана в декабре 2020-го, вступило в силу 1 января 2021-го, а непосредственно исполнять его стали с февраля.
Сейчас Виктория сидит в декрете по уходу за самым маленьким ребёнком, ему едва сравнялось два года, других источников существования у неё нет. Нет и мужа, она - мать-одиночка.
«Денег нет даже на продукты, верите — нет, сижу и думаю, где взять на молоко и хлеб», - поделилась своим горем с «МК» женщина.
«Естественно, из-за такой жизни помимо налогов набежал долг по коммунальным услугам, но за счет чего мне его сейчас платить? Мне нужно заплатить за ЖКХ, за проезд в школу, за детский сад и продукты питания. Раньше для многодетных все это было бесплатно или со значительными скидками, а теперь у таких, как я, все льготы отняли», - едва не плачет Виктория.
Распоряжение не коснулось только президентских пособий детям от 3 до 7 лет. А все остальные семьи, и кто был должен налоговой десятки тысяч рублей, и у кого набежало всего лишь несколько десятков или сотен рублей просрочки, лишились федеральной помощи.
К тому же, если у многодетных в Татарстане обнаруживают хотя бы несколько лишних квадратов жилплощади (более 23 кв. м. на человека), они также не могут больше претендовать ни на какие положенные законодательством РФ льготы и перестают считаться нуждающимися. В таком положении, например, оказалась мать одиннадцати детей (пятерых своих и шести приемных), жительница Набережных Челнов Оксана Рыжкова. Благотворители подарили ей частный дом в 165 квадратных метров, но опекаемые сироты в нем не прописаны, вот и получается, что детей семеро по лавкам, они прописаны, но не собственники, поэтому не считаются, и на одного человека в семье выходит больше, чем 23 квадрата. Значит, помощи не будет.
Заодно льготниками в Татарстане перестали быть владельцы садовых домиков общей площадью свыше 40 кв.м на человека. Одинокие пенсионеры с квартирами от 80 кв. м. Финансовых дотаций от государств были лишены ветераны труда с доходом более 20 тыс. руб.
В минтруда Татарстана объяснили, что цель у этих новшеств самая благая - освободившиеся таким образом средства распределят между действительно малообеспеченными многодетными семьями. А остальные что, притворяются?
Вот и пришлось матери выставлять на продажу самодельную игрушку своего малыша. Разумеется, шум после этого вышел немаленький. Больше всего, как ни странно, возмущались даже не чиновники, а такие же рядовые граждане, коллеги, соседи, считающие, что многодетные сами виноваты, мол, нечего рожать, тогда и помощь от государства не понадобится. Но уж если родила - плати налоги.
Игрушка на сайте пока не продана, однако действие своё возымела. Через местные СМИ представители пресс-службы ФНС по Татарстану заявили, что Виктории Орловой помогут лично, войдут в ее положение в индивидуальном порядке. «Готовы разобраться в этом случае». Правда, по их словам, женщина все равно должна будет показать потом квитанцию об оплате накопившейся задолженности.
Кстати, Виктория уже оплатила 96 рублей, которые была должна, но откуда-то «прилетели» ещё четыреста, они где-то висели на ее пятилетнем ребёнке. «Я не понимаю, ведь помощь от государства, это федеральные средства, которые все равно поступают из Москвы, значит, пока их нам зажимают, где-то они крутятся в барабане, обрастают процентами? - задаёт резонный вопрос многодетная Оксана Рыжкова. - Любыми правдами и неправдами на нас пытаются заработать. Мы теряем свои права, а обязанности все больше влияют на нашу жизнь. Где справедливость?»
Оксана рассказала, что одна из ее подруг по несчастью, многодетная мать троих детей Лейсан уже несколько месяцев лежит с сыном Адамом в больнице в Казани, плачет, молится на врачей, чтобы вылечили ее дитя, а помощи от государства больше нет.
«У Лейсан совсем нет возможности работать и отдавать долг по налогам, она прикована к больничной койке сына. Ей очень тяжело без социальных льгот. Она так же, как и многие, попала под «невидимые» проценты. И сколько таких, как Лейсан? Неужели надо писать про всех индивидуально, как про Викторию Орлову, и продавать игрушки детей, чтобы привлечь внимание к нашим проблемам?»
Между тем на днях в Набережные Челны приехал заместитель генерального прокурора России Николай Шишкин, который провёл приём граждан. Прорвались туда и лишенные социальных льгот многодетные. Представитель надзорного ведомства пообещал разобраться в их проблеме. «Не успел он уехать, как нам уже пришёл ответ из местной прокуратуры, что органы местного самоуправления приняли правильное решение в рамках своих полномочий. И оснований для принятий мер прокурорского реагирования не выявлено, мы так и не поняли, местный ли это был ответ или уже московского гостя», - возмущается Оксана Рыжкова.