Жители поселков Вишневка и Привольный, расположенных в пригороде Казани, еще с 2012 года добиваются строительства школы и детского сада на своей территории. В общей сложности в населенных пунктах проживает около 20 тысяч человек, в том числе более 2 тысяч детей школьного возраста. Всем им приходится преодолевать 5-9 километров, чтобы добраться до соседних учебных заведений.
– Проблема в том, что квартиры и дома в Казани стоят дорого, поэтому многие семьи, особенно многодетные уезжают в поселки, чтобы улучшить жилищные условия, – рассказывает местная жительница Ольга. – Застройщики при покупке жилья часто обманывают людей, обещая им полноценную инфраструктуру – в частности, школы, детские сады и поликлиники. После переезда же выясняется, что ничего этого и в помине нет, да еще и транспорт до ближайших бюджетных учреждений не ходит. Что говорить, если у нас нет даже элементарных тротуаров и уличного освещения! Родители, у которых нет личного транспорта, вынуждены вести детей в школу пешком за 5 километров по проезжей части, рискуя угодить под машину...
По словам Ольги, людям с автомобилями приходится ненамного легче, так как на дорогах постоянные пробки. Чтобы успеть в школу, нужно выезжать в 6–6:30. «Например, мой сын учится в 187-й школе – если выехать в начале седьмого, то за полчаса туда можно добраться, но тогда ребенок больше часа вынужден ждать начала уроков. Если выезжаешь ближе к семи, на первый урок уже не успеешь точно. Из-за всего этого дети не высыпаются, нервничают из-за возможных опозданий, в результате и успеваемость, естественно, снижается. Педагоги жалуются, что ребята просто спят на уроках», – объясняет женщина.
После появления в сети видео, где дети из Вишневки и Привольного выстроились на коленях в слово «школа» на снегу, местная прокуратура заявила, что вовлекать несовершеннолетних в такие акции неприемлемо, и пообещала разобраться с организаторами. Однако жители говорят, что им просто не оставили другого выхода: все обращения к местной администрации годами оставались без ответа. В связи с этим в ролике дети попросили у президента, чтобы он наконец подарил им собственную школу.
– После шумихи в соцсетях по поводу нашего флешмоба администрация организовала встречу с жителями поселений, – рассказывает мама двух школьников Наталья. – Суть выступлений чиновников свелась к тому, что детский сад и школу они нам обязательно построят, но пока денег нет. Кроме того, нам пояснили, что еще при строительстве поселков частный застройщик с помощью махинаций перевел муниципальную землю под школу в ИЖС и продал.
Ситуация с нехваткой школ и детских садов остро стоит по всей стране. По мнению юриста Юлии Терещенко, вопрос с отсутствием инфраструктуры наиболее насущен в новых районах – из-за несовершенства законодательства.
– Проблема в том, что в последние годы в стране строилось рекордное количество нового жилья, при этом по закону застройщики не обязаны были возводить в новых кварталах социальные объекты, в том числе школы и детские сады, – объясняет эксперт. – Вопрос строительства необходимой инфраструктуры зависел исключительно от того, о чем местные власти договорятся с застройщиком.
Если в специальном соглашении обязательство по строительству социальных объектов не значилось, застройщик мог обещать школы и детсады, чтобы завлечь потенциальных покупателей, а по факту просто не строить их.
Часто возникают и проблемы при передаче на баланс муниципалитета уже построенных зданий. Процедура нередко затягивается – в результате школы и детсады, построенные в новом районе, так и остаются частными. Денег на то, чтобы отдать туда своих детей, у большинства жителей новостроек нет, да и вообще они не рассчитывали на подобный расклад при покупке квартиры. Проблема еще и в том, что законодательно нормативы по количеству мест в школах и детских определены, но на деле они повсеместно не соблюдаются. Вроде как местом в школе ребенок обеспечен, а то, что ему приходится учиться во вторую или даже третью смену или добираться до учебного заведения по часу, никого уже не волнует.
Читайте также: "Учителя и родители составили петицию против тотальной цифровизации образования"