Как стало известно «МК», во всех столичных следственных изоляторах, за исключением «Бутырки», установлены видеотаксоматы. В общей сложности их около двух десятков. Больше всего их в СИЗО №4 (четыре штуки) и СИЗО №5 (пять штук). Однако арестантов не выводят звонить по ним. Дело в том, что по закону заключенным полагаются звонки и свидания с разрешения следователя, а вот про видеозвонки там ничего не сказано. В СИЗО №3, где всего один такой аппарат, разрешают звонить только глухому арестанту, отбывающему наказание за мошенничество в хозотряде. Мужчина умеет читать по губам и таким образом общается со своими женой и детьми, у которых такие же проблемы со слухом.
По некоторым данным, в прокуратуре могут приравнять видеозвонки к свиданиям. Так что в УФСИН боятся, что сотрудников СИЗО накажут за их предоставление.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Комментарий члена ОНК Москвы, члена Общественного совета ФСИН России Евы МЕРКАЧЕВОЙ: «Мы давно просили установить видеотаксофоны, причем во время пандемии (когда были запрещены свидания) это стало особенно актуально. Честно скажу, очень порадовались, увидев аппараты в коридорах женского и других СИЗО. И очень странно и печально, что они не используются. На мой взгляд, приравнивать видеозвонок к свиданию неправильно. Очень надеюсь, что прокуратура не станет препятствовать видеообщению. Сейчас готовятся изменения в Правила внутреннего распорядка СИЗО, где мы попросим прописать формат видеозвонков. Есть еще одна интересная инициатива — чтобы заключенный в СИЗО мог просить информировать кого-то из родных о его перемещениях в виде СМС. Скажем, человека этапировали в другое учреждение, а мама получила «весточку»: «Иванов покинул следственный изолятор такой-то». А когда он прибудет в колонию, она получит: «Иванов находится в карантинном отделении колонии такой-то». Делать это можно было бы по письменному заявлению заключенного.