Согласно аналитике, представленной вневедомственной охраной (подразделения и предприятия, охраняющие дома и квартиры граждан путем установки сигнализации), нашествие бездомных касается не только столицы и области, но и всей страны – особенно больших городов и их окрестностей. По словам экспертов, число проникновений в загородные дома и дачи традиционно возрастает весной, но в этом году «бомжеброжение» началось раньше. За первые 2 месяца этого года хозяева загородного жилья нажимали «тревожную кнопку», вызывая группу экстренного реагирования, на 40% чаще, чем в этот же период год назад.
– Иногда их не смущает даже то, что внутри хозяева, – предупреждает сотрудник ЧОПа, специализирующегося на охране коттеджных поселков. – Чаще, конечно, лезут в СНТ, где на сотню пустующих дач один сторож, и тот пьян. Недавно бездомное трио влезло к паре, круглый год проживающей на даче, прямо при них. Муж с женой по разным комнатам за компьютерами работали в наушниках и незваных гостей даже не услышали, а те их спьяну не заметили. А увидев, очень удивились. К тому моменту они успели от души поесть, выдули весь хозяйский алкоголь и собирались лечь спать...
– Бомжи могут причинить вред хозяевам?
– Обычно они сами боятся и убегают. А если уж бездомный полез в жилье, наплевав, что внутри хозяин, значит, ему до такой степени холодно и голодно, что он утратил инстинкт самосохранения. Или настолько пьян, что ничего не соображает.
– Но почему бомжи начинают влезать в дома по весне? Зимой же холоднее!
– Именно поэтому в морозы бомжи не уходят далеко от своего проверенного теплого убежища, будь то приют или подвал. А с первым теплом идут бродить, и в пути им надо перекусить, погреться, переночевать...
То, что с теплом его подопечных тянет на «вольницу», подтверждает и руководитель сети приютов для бездомных «Дом трудолюбия Ной» Емелиан Сосинский. Его приюты устроены как коммуна, где трудящиеся обитатели «рабочих» домов отдают 50% заработка на содержание нетрудоспособных жителей «социальных» домов: инвалидов, пожилых и матерей с маленькими детьми. «Порядка 10%- 20% нашего контингента по весне от нас уходят, – рассказывает Сосинский «МК». – Чаще из «рабочих» домов: надоедает работать, перестают бояться замерзнуть на улице».
По словам чоповцев, за год пандемии ряды российских городских бродяг пополнили иностранные бомжи – это трудовые мигранты и студенты, с началом карантина не уехавшие на родину, а потом потерявшие работу или бросившие учебу. Возросло и число попыток проникновения бездомных в городские квартиры: в сравнении с январем–февралем прошлого года число вызовов охранных нарядов в городские квартиры выросло на 29%, в том числе и по коду «под принуждением» (комбинация цифр, по которой охрана поймет, что злоумышленник пытается проникнуть в жилье вместе с хозяином). В 2/3 подобных вызовов оказалось, что бомжи сидят на лестнице и никуда не лезут, а жильцы просто напуганы. Но в 1/3 случаев бездомные реально пытались прошмыгнуть в квартиру, чаще в состоянии опьянения.
– Пьяный бомж спал в подъезде, а восьмиклассница вернулась одна из школы, – приводит пример охранник. – Бомж очнулся, увидел, что дверь открыли, и полез в нее, особо не соображая зачем. В квартире стояла сигнализация, и девочка, хотя и перепугалась, вспомнила, где кнопка SOS, и через 5 минут наряд уже был на месте.
На вопрос, куда они девают отловленных в чужих домах бомжей, частные охранники говорят, что передают их в руки местной полиции. Но что делать с ними тем, чье жилье не охраняют чоповцы?
– Две недели назад прихожу с работы, а у меня под дверью целая компания спит! – делится жительница ЮЗАО столицы. – Звоню по номеру социального патруля, у нас он на подъезде висит, а они мне: забрать не можем – у нас всего один дежурный волонтер, а у вас целых четыре пьяных дядьки!
– И что же делать?!
– Сказали звонить в полицию. А если и они не заберут, то писать заявление на имя главы ОВД. В общем, когда на следующий вечер я увидела под своей дверью всего одну спящую бомжиху, даже обрадовалась! Оказалось, некоторые мои соседи бомжей подкармливают, поэтому они все у нас...
– Как вести себя, если под дверью бомж? – интересуемся у Емелиана Сосинского. – Чтобы, не дай бог, не спровоцировать его агрессию?
– Если он просто тихо спит на общей лестнице, никому не доставляя дискомфорта, то гнать его не обязательно, что некоторые и делают. Но если дискомфорт есть, то действия зависят от состояния незваного гостя. Если он дезориентирован (сильно пьян, явно болен и т.д.), то его обязана забрать «скорая». Если бездомный лезет в квартиру или ведет себя агрессивно, звоните в полицию: она должна не только удалить нарушителя из общественного места, но и арестовать на 15 суток. На деле, правда, забрав из подъезда и как следует «покошмарив», бродягу отпускают на все четыре стороны, и он переходит в соседний подъезд...
Если незваный гость подъезда ведет себя тихо, но источает дурные запахи, поможет соцпатруль: связаться с ним можно по номеру 112. Волонтеры предоставят скитальцу кров, стол и душ, но лишь на одну ночь – утром его снова выставят на улицу. Корпус с возможностью проживания до одного года в Москве доступен только бездомным с московской пропиской, но таких всего 5%.
Если бездомный кажется вам разумным, спросите его: не хочет ли он уйти с улицы ради работы и трезвой жизни? Если в ответ услышите «да» – звоните в «Ной», и мы решим, как транспортировать его к нам. Только ни в коем случае не давайте бездомному в руки свой телефон (включите громкую связь) и деньги – иначе он тут же ринется их пропивать.
Прикармливать этот контингент тоже не советую: во-первых, они где поедят, там и заночуют, а во-вторых – чем их больше кормят, тем они больше наглеют. В первый раз благодарны, а во второй уже требуют: мол, вам на нас выделяют...
Департамент социальной защиты Москвы прокомментировал данные о работе Центра социальной адаптации им. Е.П. Глинки и его отделения – мобильной службы «Социальный патруль». По информации ведомства, дежурство социальных сотрудников осуществляется в круглосуточном режиме. Дежурят несколько бригад в составе не менее двух сотрудников.
Ночевать в Центре социальной адаптации им. Е.П. Глинки человек может не только на одну ночь. Места в учреждении есть всегда. Однако ключевую роль играет и желание самого человека вернуться к нормальной жизни, идти на контакт с социальными сотрудниками. Специалисты помогают в восстановлении документов, оказывают юридическую поддержку, помощь в трудоустройстве, покупке билета домой, если человек из другого региона и многое другое.
Обратиться за помощью в учреждение могут не только москвичи, но и люди без московской прописки, и даже без документов. При этом помощь в оформлении документов также оказывают социальные работники.