Эксперт предложил вести тотальный контроль за лихачами на дорогах

«Добиться уменьшения количества аварий простым снижением нештрафуемого скоростного порога нельзя»

Норма, дозволяющая автомобилистам безнаказанно превышать скорость на 20 километров, вновь вызвала ожесточенные споры среди специалистов и простых водителей. Поводом стала шокирующая авария на остановке в Сокольниках. 17 марта женщина за рулем MINI Cooper врезалась в толпу только что вышедших из автобуса пассажиров. Ехала бы она на те же 20 километров медленнее, трагедии можно было бы избежать.

«Добиться уменьшения количества аварий простым снижением нештрафуемого скоростного порога нельзя»
Фото: CNH

«Нужно снизить нештрафуемый скоростной порог до 10 км/ч», — заявил в Telegram-канале столичный Дептранс.

«Решение правильное, — поддерживают чиновников независимые эксперты. — Но одной лишь этой мерой должного результата не добиться. В России категорически неверен общий подход к скоростному режиму дорог».

— В 2013 году нештрафуемый порог плюс 20 км/ч вводился для компенсации не совсем корректного режима на ряде трасс. Многие дороги запроектированы под высокую техническую категорию, предполагающую езду со скоростями 80–100 км/ч, но по факту движение на них было разрешено со скоростью 60 км/ч. Чтобы можно было без штрафов ехать хотя бы 79 км/ч, и была введена эта мера, — напоминает член Общественного совета при министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Андрей Мухортиков. (К слову, дама на MINI Cooper протаранила остановку на скорости 73 км/ч.)

В качестве оперативной меры такое решение было оправданно, но правильный путь иной, продолжает эксперт. Нужно не компенсировать несовершенство нештрафуемым порогом, а делать адекватный скоростной режим на всех улицах в соответствии с их технической категорией и условиями движения.

Очевидно, что для трасс с разделительным ограждением, без нерегулируемых пешеходных переходов и левых поворотов, с хорошим освещением, прямыми участками, шириной больше двух полос в каждую сторону нужно повышать разрешенную скорость до 80 км/ч, а вне населенных пунктов — до 90–100 км/ч. С другой стороны, в узких переулках, где есть нерегулируемые левые повороты и пешеходные переходы, тротуары с припаркованным транспортом, даже 60 километров в час много. На таких улицах скорость нужно снижать, тем более что подавляющее большинство водителей и так ездят на таких участках медленнее разрешенного — условия не позволяют.

Правильный путь — аудит скоростного режима всеми владельцами дорог в России, выработка на федеральном уровне единых критериев, методических рекомендаций и создание продуманного скоростного каркаса, отвечающего условиям движения. По такому пути давно пошли страны с развитой автомобилизацией.

Все владельцы дорог анализируют и ранжируют их по технической категории, безопасности и условиям движения, проверяют и указывают текущий скоростной режим. Все скоростные режимы сверяются с единой методикой и в зависимости от реальных условий либо повышаются, либо снижаются, либо остаются без изменений. В итоге получится сводная карта дорог с логичным и обоснованным скоростным режимом.

Инициировать аудит скоростного движения ГИБДД могла бы и сейчас, не нужно принимать специальных законов. В масштабах страны это можно провести за 2–3 года, а затем создать скоростной каркас.

— Нужны проработанные технические рекомендации, где будет написано подробно и понятно, с примерами и иллюстрациями, в каких случаях какая скорость допустима. Например, для такого-то участка обязательно разделительное ограждение в центре и с краю, никаких переходов по «зебре» — допустимая скорость 110 км/ч. А вот для этого участка, проходящего по жилой местности с нерегулируемым перекрестком, необходим скоростной режим не выше 60 км/ч, — говорит Андрей Мухортиков.

Скоростной режим 70 километров в час у нас почти не применяется. А ведь именно этот режим (при условии снижения нештрафуемого порога до плюс 10 км/ч) хорошо подойдет для проспектов — дорог со светофорами, шириной по 3 полосы в каждую сторону, без нерегулируемых пешеходных переходов и без нерегулируемых левых поворотов.

Для небольших улиц шириной 2–4 полосы наш эксперт считает приемлемой скорость 50 километров в час, особенно в местах, где ходят пешеходы. «Статистика показывает, что при столкновении пешехода с машиной, которая двигается на скорости 50 километров в час, смертность меньше в полтора раза, чем при скорости в 60 км/час. Казалось бы, разница в скорости небольшая, но из-за реакции водителя и длины тормозного пути травматизм на 60 км/ч резко вырастает», — поясняет Андрей Мухортиков. В узких переулках центров городов, где много пешеходов и плохой обзор, адекватная скорость — 30 километров в час.

— Но что делать с лихачами, которые то и дело влетают в остановки или в пешеходов на тротуаре?

— Зависит от того, где находится остановка. Если на скоростной магистрали за городом остановку надо убирать в карман, полностью обособленный и отгороженный от трассы, — отвечает специалист. — Если говорить про города, подобное условие невыполнимо. Я бы шел по пути точечного контроля за нарушителями. Есть водители, которые нарушают Правила дорожного движения постоянно. Их, к счастью, немного, доли процента, но если уж они нарушают, то делают это по максимуму: пролетают на красный, превышают скорость не на 25–30, а на 60–80 километров в час, не оплачивают штрафы на сотни тысяч и даже миллионы рублей...

Передвижение таких водителей должно быть в зоне особого внимания ГИБДД. Нарушителей нужно «пасти», незамедлительно останавливать в случае нарушений. В конце концов, привлекать судебных приставов: если сумма неоплаченных штрафов тянет на сотни тысяч рублей, автомобиль можно арестовать.

Если наладить систему особого контроля за особо злостными нарушителями, большинство из них или поменяет свое поведение, или сядет в тюрьму. Сейчас, к сожалению, такой системы нет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28502 от 23 марта 2021

Заголовок в газете: Скорость строгого режима

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру