Сотрудники авиационных КБ отнеслись к слиянию без энтузиазма

«В лучшем случае выживет только «Сухой»

Наши статьи о планах Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) слить авиационные КБ с серийными заводами и выселить их из Москвы вызвали большой резонанс. И вот 18 марта стало известно, что эти планы скорректированы. Ростех, в чьем ведении практически вся авиаотрасль, обнародовал новые решения. Авиационные КБ остаются в Москве, но сливаются в Единый инженерно-конструкторский центр. 

«В лучшем случае выживет только «Сухой»

Председателем совета директоров ОАК вместо Анатолия Сердюкова, главного инициатора неудавшейся реформы, станет глава Ростеха Сергей Чемезов. Он  известен еще и тем, что в свое время служил вместе с Владимиром Путиным в военных органах госбезопасности в Группе советских войск в Германии.

О том, что в ОАК надо что-то менять, стало понятно, когда стал известен масштаб хозяйственной «даровитости» его менеджеров. Они накопили 500 миллиардов долгов. При этом главный показатель любого авиапроизводителя – количество выпускаемых в год самолетов – не радовал. Если с военными самолетами по заказам Минобороны России и зарубежных покупателей дела худо-бедно шли, то по гражданской авиатехнике у нас просто беда.

Конкуренты – «Боинг» и «Эрбас» – выпускают самолетов за месяц в 10-20 раз больше, чем российский авиапром выпускает за год. Как итог, российский авиационный рынок практически полностью захвачен конкурентами.

Но проблема огромных долгов руководство отрасли, очевидно, волновала куда больше, чем производственные показатели. Выход нашли незамысловатый: выселить остатки авиационных КБ из Москвы, а освободившуюся землю реализовать, чтобы рассчитаться с банками.

Всю эту историю описал «МК». Широкий общественный резонанс заставил эти планы скорректировать. Вот что говорится о принятых решениях в релизе Ростеха: ОАК, компании «Сухой» и «МиГ» сливаются в единый корпоративный центр самолетостроения. Он консолидирует управление самолетными программами и другими активами ОАК.

В создаваемый в Москве Единый инженерно-конструкторский центр войдут все авиационные конструкторские бюро. Цель обозначена так: «повышение экономической устойчивости Группы ОАК, оптимизация административно-управленческого аппарата, снижение непроизводственных издержек и долговой нагрузки». Для контроля преобразований глава Ростеха Сергей Чемезов намерен лично возглавить Совет директоров ОАК.

Корпоративный Центр самолетостроения ОАК станет управляющей организацией для компаний «Туполев», «Ильюшин» и корпорации «Иркут». Особо отмечается, что «перемещение авиационных КБ в другие регионы не стоит в повестке дня».

Реформу хотят реализовать поэтапно, в течение нескольких лет.

«МК» узнал мнение о скорректированной реформе авиаотрасли сотрудников ведущих КБ, а также ветеранов авиапрома. Новые решения их не особо вдохновили.

– На мой взгляд, это уничтожение «МиГа». Это КБ переводится на площадку своего конкурента – компании «Сухой». То есть, очевидно, площади «МиГа» все же продадут, – сказал один из собеседников «МК».

Но все же из Москвы КБ не переводят, как планировали?

– Да, видно, решили переиграть ситуацию. Поняли, что вывод КБ из Москвы приведет к огромному скандалу, вплоть до президента. А ведь это в том числе вопросы обороны. Поэтому сейчас остановились на том, чтобы уничтожить одно КБ – микояновское. Раньше всегда «Сухой» и «МиГ» конкурировали в своих проектах. В этой конкуренции рождались конструкторские шедевры: Су-27, МиГ-29, МиГ-31... Теперь конкуренции не будет. Что предложат – то, военные, и берите. Ничего хорошего из этого не будет. В лучшем случае выживет только «Сухой».

Что будет с «Туполевым», «Ильюшиным», «Яковлевым», «Иркутом» – пока непонятно. Думаю, всех загонят на одну площадку, где все они медленно и загнутся окончательно. Такое впечатление, что под шумок продолжается уничтожение остатков конструкторских школ.

–​ Говорят, что будет сильно сокращен аппарат ОАК чуть ли не с 5000 до 500.

– Если это так, то это, пожалуй, единственный плюс. В свое время весь Минавиапром СССР был 1300 человек. А тогда в год выпускалось по нескольку тысяч самолетов. Сейчас выпускаем самолеты в штуках, а в ОАК расплодилось чиновников. Отсюда отчасти и огромные долги.

Мне кажется, надо просто признать ошибкой создание ОАК. Потому что структурная реформа даже в таком виде приведет к еще большим потерям и еще большим долгам.

***

По сведениям «МК», озвученные 18 марта решения – еще не окончательные. Прорабатываются и другие варианты.

Пока же известно, что в авиационных фирмах объявили о грядущих сокращениях. Пока – на 5% к 1 июля.

«МК» продолжит следить за ситуацией в российском авиапроме.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28500 от 19 марта 2021

Заголовок в газете: Авиасуицид откладывается

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру