В числе других планируемых жестких новшеств борьбы с абортами – ввод ограничений на розничную продажу медикаментозных средств для искусственного прерывания беременности и установление ответственности за склонение и принуждение к абортам. А не так давно Минздрав уже сократил перечень медицинских показаний для прерывания беременности. Заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина рассказала «МК» о своем отношении к проблеме.
– Это вмешательство государства в биологическую жизнь граждан, по определению Мишеля Фуко. Запретить аборты или ограничить возможность их проведения пытаются не только у нас – это примета глобального консервативного поворота, который мы видим в мире.
Наиболее радикальный пример – Польша, где церковные круги и правые партии добились решения о запрете абортов, после чего в стране «расцвел» абортивный туризм для материально обеспеченных женщин и кустарные аборты для малоимущих. В свое время Госдума отклонила предложенный законопроект о выведении абортов из системы ОМС и запрете на проведение их в частных клиниках, а спикер Совфеда Валентина Матвиенко назвала инициативу «экстремистской». Несмотря на это, консервативные круги продолжают продавливать этот вопрос, а главным противником абортов остается РПЦ.
Я согласна с позицией британской Королевской коллегии акушеров и гинекологов, чьи специалисты по физиологии и нейроанатомии внутриутробного развития доказали, что младенец приобретает сознание лишь после рождения. Я не поощряю аборты и считаю, что они являются показателем социального неблагополучия в стране.
Решение прервать беременность дается непросто, для нормальных женщин это всегда душевные терзания, и за ним чаще всего стоят социально-экономические причины – невозможность дать своему ребенку все необходимое, обеспечить ему достойное будущее.
Хочу отметить, что у нас ведется на хорошем уровне разъяснительная работа Минздрава, общественных и религиозных организаций, и благодаря ей за последние 5 лет количество абортов сократилось почти на 30%, и наблюдается тенденция к дальнейшему снижению. Если же государство прибегнет к подобным жестким запретительным мерам, это может лишь навредить.
– Насколько серьезны последствия этих ограничений?
– Не надо быть медиком, чтобы понять, что это приведет к катастрофе. Можно вспомнить послевоенные годы в СССР, когда были запрещены аборты: чудовищно вырастет число подпольных прерываний беременности, результатами которых станет большой процент смертности женщин либо их бесплодность.
– Насколько оправдан аргумент, что запреты помогут улучшить демографию?
– Для этого необходимо заниматься охраной женского здоровья и развитием репродуктивной медицины. Вот в чем состоит задача государства! Кроме того, чтобы женщины сохраняли беременность, необходимо наращивать помощь беременным, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Они должны знать, куда они смогут пойти и кто им окажет помощь на первом этапе с ребенком. Нужны детсады и ясли, чтобы женщины, в том числе оставшиеся без мужей, могли планировать свое будущее после рождения детей, чувствовали себя защищенными в материальном плане. И так далее.
– Чем вы объясняете позицию лоббистов всех этих запретов?
– Как известно, подавляющее большинство депутатов ГД — мужчины, Русская православная церковь тоже является патриархальной организацией. Любое ограничение права женщины на прерывание беременности я считаю проявлением мизогинии. (Ненависть к женщинам – Авт.) Мужчины, мы просим вас отстать от женского тела! Современная женщина должна самостоятельно планировать свою жизнь, у нее есть право решать, рожать ребенка сейчас, позже или не рожать совсем. Если мы ограничим ее в этом праве, это приведет лишь к нарастанию масштабов бедности и социального сиротства.
Той же мизогинией считает развернувшуюся борьбу с абортами и врач акушер-гинеколог, эксперт ВОЗ, член президиума Европейского общества по контрацепции и репродуктивному здоровью Любовь Ерофеева. Она объяснила «МК», почему считает абсурдом запрет на аборты в частных клиниках и вывод их из ОМС:
– В нацстратегии правительства РФ на период 2017-2022 годы есть направление «создание условий для сохранения здоровья женщин всех возрастов», и решение этих задач предполагается за счет повышения доступности и качества медицинской помощи женщинам. Данная инициатива о частных клиниках идет в разрез с этим! Потому что мы ограничиваем женщинам возможность их выбора. И вообще, на каком основании могут запретить аборты частным клиникам, если они сертифицированы на выполнение данных операций? Это даст основание для возникновения нелегальной конкуренции, и здесь есть, я бы сказала, некая коррупционная составляющая, значит, кто-то это лоббирует.
С выведением абортов из системы ОМС ситуация еще хуже. Значительное число женщин, которые решились на прерывание беременности, предполагают, что у них не хватит сил и возможностей на воспитание этого ребенка. «Выкручивать ей руки, вынуждать ее сохранить беременность, это кощунство! А снизить количество абортов и сохранить репродуктивные возможности женщины поможет повсеместное использование и продвижение современных методов контрацепции», – говорит врач.