На последней доковидной церемонии кинопремии «Ника», получая награду за лучшую мужскую роль в фильме «Ван Гоги» Сергея Ливнева, Алексей, наученный горьким опытом, речей произносить не стал: «Вот сейчас что-нибудь скажу, и опять начнется». Дело в том, что после того как на кинофестивале в Лондоне он призвал наших сограждан самостоятельно думать и высказался о том, что нас приучают к мысли о том, что мы находимся в окружении врагов, горячие головы обвинили его в нелюбви к родине. А раз так, то не надо ему давать ролей и звание народного артиста отобрать. Прилагался даже «позорный список» фильмов с его участием: «Груз 200» Балабанова, «Левиафан» Звягинцева, «Бандитский Петербург» Бортко. Юрий Лоза призвал «забыть» Серебрякова.
Вот и теперь всем стало интересно, навсегда вернулся Алексей из Канады в Россию или на время. Сам он предпочитает это не комментировать, а о том, что пишут про него, сказал «МК»: «Все это просто пена. Мне, честно говоря, совсем не хочется что-то объяснять, давать интервью. Не обессудьте. Когда будет повод, тогда и поговорим».
Он всегда сдержанно относится к своей работе, не упивается успехом, что большая редкость среди актеров. Недавно совсем уж неожиданно сыграл Плюшкина в мини-сериале «Мертвые души» Григория Константинопольского. Фильм выдвинут на соискание премии критиков и кинопрессы «Белый слон». Чем не повод поговорить? Но Алексей стоит на своем: «С Гришей имеет смысл поговорить. А что я? Сыграл роль». Считает, что ничего особенного в его жизни не происходит: идет обыденная, каждодневная работа. Как у всех.
Если спросить знаменитого советского, французского и грузинского режиссера Отара Иоселиани, много лет живущего в Париже, парижанин он или тбилисец, то можно получить мудрый ответ, какой он дал однажды «МК»: «Когда снимаю, нахожусь в Париже. Когда работы нет, приезжаю в Тбилиси. Гражданином другого государства в 50 лет не становятся. Так что я нормальный тбилисский парень. Некуда человеку деться на этой земле. Везде одно и то же. Главное, чтобы было время жить, а где - не так важно. Привечайте друзей, уделяйте им внимание, получайте радость от того, что они живут на свете. Не забывайте о том, что скоро все кончится. Жизнь не бесконечна, и надо оставаться самим собой». Сказано просто про Алексея Серебрякова.
Он всегда удивлял неожиданными решениями. Проработав пять лет в театре у своего учителя Олега Табакова, имея роли и перспективы, неожиданно ушел. Стало неинтересно. Играл у Виктюка в знаменитой «Федре», а спустя время судьба их вновь свела. Однако планка прежней работы была так высока, что решил не искушать судьбу и вышел из нового проекта, спустя два месяца. Серебрякову важно не испытывать чувства стыда перед близкими, перед детьми. Семья для него всегда была на первом месте. В том, что он уехал в Канаду, не было ничего неожиданного. Дело в том, что его жена Маша работала там по контракту еще до знакомства с Алексеем, танцевала в течение нескольких лет. А в Москве преподавала фольклорный танец в Школе-студии хора им. Пятницкого, работала в ансамбле народного танца Моисеева. В один из приездов Маши к родителям в Москву (ее мама танцевала в ансамбле «Березка») они и познакомились с Алексеем Серебряковым. Теперь уже вырастили троих детей. Алексей всегда стремился к тому, чтобы дети жили лучше, чем родители, чтобы выросли людьми мира, были открытыми и могли находиться в любой точке планеты.
У Алексея Серебрякова солидный стаж в кино. Сниматься он начал с 13 лет. Первым его фильмом стал знаменитый «Вечный зов» Краснопольского и Ускова. Попал туда он после того, как ассистент режиссера увидела фотографию в газете: лицо с ноготок и большой баян. Это Алеша играл на юбилее своего педагога в музыкальной школе в Свиблове. Сходство с актером Вадимом Спиридоновым все и решило - пригласили на роль сына. С той поры Алексей много и успешно снимался. Переехав в Канаду, продолжал работать в российском кино, участвовал в канадских проектах, а пару лет назад шпионский триллер «Самая холодная игра» польского режиссера Лукаша Космицкого, где он снимался в интернациональной команде, участвовал в европейском кинофестивале класса «А».
О том, создает ли трудности отдаленное проживание актера, мы расспросили продюсера фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Федора Попова. Картину снял дебютант Александр Хант, а одну из главных ролей сыграл Алексей Серебряков.
- В том, что артист живет далеко, в другой стране, никаких особых трудностей нет, - говорит Федор Попов. - Покупаете билет, и он приезжает. Каждый продюсер решает этот вопрос по-своему. Экономия, конечно, замечательная вещь, но есть и другие задачи, когда речь идет о таких участниках, как Алексей. Он у нас вообще бесплатно снимался. Это, конечно, исключительный случай. Мы ему купили билет и все. Сейчас все намного сложнее, поскольку если вы возвращаетесь в другую страну, придется сидеть на карантине две недели. Но это временные трудности.
Представьте себе, народный артист, невероятно востребованный, приезжает из Канады в Россию, едет в Тверскую область, чтобы сидеть в карьере. Но Алексей всегда снимался у дебютантов. Как он сказал в нашем разговоре, это связано не только с чисто творческим интересом, но и с прагматическим: «Если я могу себе позволить сняться у молодого режиссера сейчас, значит, через 20 лет, если я буду жив, и мне будут нужны деньги на лекарства, буду иметь право позвонить ему и сказать: «Сними меня, дай возможность заработать. Пусть это будет хотя бы один съемочный день». Ему будет сложно мне отказать».