Код "7700" - за этими цифрами кроется самое страшное: борт терпит бедствие в воздухе. Именно этот сигнал подал диспетчеру Евдокимов. Случилось это сразу после того, как в лайнер попала молния.
Однако по мнению заслуженного пилота Юрия Сытника, экипаж просто впал в ступор и панику. Поэтому якобы стал подавать первые попавшиеся сигналы. На эти мысли эксперта навел тот факт, что после подачи сигнала бедствия, когда радиосвязь в самолете восстановилась, Денис Евдокимов на вопрос диспетчера сказал, что у них все штатно.
- Он (Денис Евдокимов - прим. авт.) абсолютно потерялся и не понимал, что делает в этой кабине. Возможно, он подавал эти коды и не понимал, зачем это делает. Если бы он начал визжать и кричать, что у него все плохо, то как бы он потом разбирался с авиакомпанией? Поэтому он сказал диспетчеру, что все штатно, - высказал почти конспирологическую версию Сытник.
Показалось странным эксперту и то, что экипаж затем подал сигнал 7600- "потеря связи". По его мнению, та минута, на которую связь с землёй у самолёта пропала, - недостаточное основание разбрасываться такими сигналами. Чтоб основание появилось, болтаться в воздухе без связи надо пять минут и более. По мнению Сытника, борт даже после удара молнии был полностью исправен, хотя в кабине пилота табло загорелось красным, как будто все 46 систем самолёта были неисправны. Глядя на такое, экипаж и подал на землю сигнал бедствия.
- После того, как загорается эта "елочка" после удара молнии и потом гаснет, появляется ли сообщение, что самолёт исправен? - поинтересовался у эксперта адвокат.
- Самолёт был исправен. Выпускались шасси, закрылки, двигатели работали. Сообщений никаких не появляется, - отрезал автор экспертного заключения.
Как эксперт сам признал в суде, особого внимания коду 7700 он не уделил:
- У них превышение скорости на 40-50 км было от рекомендуемых. Если бы он держал ручку и не мотал бы ею от упора до упора, он мог бы посадить нормально самолёт. Я в своём отчете написал, что у него недостаточная квалификация. Я многих пилотов обучил, и они нормально летают. Если бы я учил этого парнишку, он бы хорошо летал и никого не убил.
Напомним, на прошлом заседании эксперт обещал принести в суд документы о своём образовании летчика-испытателя. Именно эти документы ответили бы на вопрос: хватило ли у эксперта квалификации, чтобы исследовать катастрофу и устанавливать её обстоятельства?
Юрий Сытник принёс с собой солидную стопку дипломов. Первом в его биографии стало летное училище. Поступил в 1965 году, окончил спустя два года. Стал дипломированным пилотом гражданской авиации со специальностью "лётная эксплуатация самолётов".
1984 год - поступление в Красноярский политехнический институт, отучился на инженера по эксплуатации автомобильного транспорта.
С 1994 года стал работать пилотом-инструктором.
Затем в 1999 году повышал квалификацию в Академии гражданской авиации по профилю "обеспечение безопасности полётов".
Заслуженный пилот заявил, что на обучение на летчика-испытателя у него банально не было времени: в школе в Жуковском он только проходил курсы, но полноценного обучения - нет. Из щекотливой ситуации пришлось выкручиваться: эксперт заявил, что раньше сказал, будто он испытатель, потому что его "вынудили адвокаты":
- Вы вообще-то меня вынудили так сказать, что я не обычный пилот. Я на тот момент был уже линейным пилотом первого класса, поэтому я не оформлял свидетельство. Тех знаний, которые у меня были, хватало для работы пилотом-инструктором с правом подготовки летного состава.
-Я хотел бы документального подтверждения, что у вас есть квалификация летчика-испытателя, - включился в диалог Денис Евдокимов, - У вас должен быть сертификат либо свидетельство. Вы можете предоставить документы своей квалификации лётчика-испытателя? На прошлом заседании вы сказали, что у вас есть свидетельство и вы можете его предоставить.
Господин Сытник к прямой конфронтации с подсудимым был видимо не готов.
- Оно есть, оно в моем личном деле в авиакомпании. Я не мог его получить. Были выходные, суббота-воскресенье. Потом был понедельник, я тоже не смог его забрать.
Но в следующий момент эксперт добавил:
- Чтобы получить такое свидетельство, надо было учиться ещё полгода. У меня не было этого времени.