«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви…» Этими словами начинается стихира, которая поется на первой неделе Великого поста.
Вроде бы парадоксальная формулировка: как может быть приятным пост, цель которого путем различных ограничений и дополнительных обременений исключить из жизни человека всяческие радости бытия? Богословы объясняют этот кажущийся парадокс так: постящийся христианин должен искренне хотеть такого «очищения постом от скверны прошлых грехов» и получать положительные эмоции от осознания того, что он смог настроить себя на эту борьбу в преддверии грядущего праздника Пасхи.
Едва ли не самыми серьезными, а для кого-то даже самыми трудными в осуществлении являются ограничения в еде. О постном меню написано-сказано много. В том числе упоминается зачастую о правилах «сухоядения», когда на протяжении нескольких дней вообще не следует употреблять пищу, даже растительного происхождения, которая приготовлена была при помощи термической обработки, - то есть вареную пищу: супы, каши…
Однако в действительности столь строгая степень поста указана в монастырских уставах, то есть предназначена она в первую очередь для чернецов-монахов, отшельников.
Что касается мирян, то у них в дни поста возможностей разнообразить свой стол куда больше. Причем наши прадедушки-прабабушки при всей их набожности, оказывается, позволяли себе немало кулинарных «изысков». Узнать об этом можно из очерка известного российского историка Ивана Забелина, опубликованного в многотомном издании «Живописная Россия», выпущенном в 1898 году.
Вот какие факты привел там Иван Егорович на основании изученных им исторических документов и свидетельств.
Главные пункты постного меню в средневековой Руси: хрен, редька, капуста крошеная гретая с растительным маслом, грибы горячие, лапша гороховая и соковая (с маком), толокно мешаное. Обширный перечень постной выпечки: лавашники (лепешки с сухими и вареными ягодами), пирожки подовые с рыжиками, с перетертым маком, караваи с грибами, с вареным пшеном и изюмом, яблочные, с винными ягодами (с вишней, например). Популярное блюдо – каша из протертой гречки с маковым молоком.
На десерт лакомились «сладкими овощами» – ломтиками дынь и арбузов, сваренными в патоке. Еще была редька в патоке, пастила яблочная. В качестве классического питья – квас медвяной и житный, кисель красный (клюквенный) и белый с шафраном, а также взвары медовые и квасные с изюмом.
Мясо в пост издавна под запретом. Но по части рыбных блюд ограничения куда менее серьезные.
Судя по написанному Забелиным, в старину рыбного не ели вообще лишь на 1-й и 7-й неделе Великого поста. В остальные же дни большинство наших предков позволяли себе разнообразные блюда, приготовленные из обитателей прудов и рек.
Интересные данные упомянуты в очерке: на Руси готовили около полусотни мясных блюд, зато рыбных угощений у наших пращуров было более ста!
Лишь некоторые из пунктов прадедовского рыбного меню, упомянуты Забелиным в его очерке (при этом многие из терминов сейчас звучат совершенно экзотически).
Уха, лещевая, щучья, карасевая, язевая. Пироги кислые с молоками подовые. Караваи со снетками. Осетрина и севрюжина вяленая, вареная, щученина вяленая. Икра осетровая, севрюжья, стерляжья. Стерляди живопросольные. Пупки осетрьи.
По субботам и воскресеньям на стол подавали постнические «деликатесы»: блины с маковым творогом (с протертым маком), пирожки с пшеном и вязигою, рыбой, горохом…
Иван Забелин уточнил, что те люди, которые решили поститься более тщательно, от основных рыбных угощений отказывались. Исключением для них были лишь два Двунадесятых праздника, отмечаемые в период Великого поста: Благовещение и Вербное воскресенье. В прочие же не строгие дни поста такие истовые христиане позволяли себе употреблять только сушеные снетки и «рыбу просольную».
Упомянуты историком также блюда, употребляемые в эти семь недель строгими постниками: горох тертый без подсолнечного масла или с маслом ореховым, лапша гороховая, грибы под хреном, грибы с капустой, грибы тушеные, грибы с лимоном и с миндальным молоком, грибы в тесте с патокой и изюмом.
Особой популярностью во время Великого поста пользовались пряники, которые выпекались в виде орехов, грибов, еловых шишек, коней, единорогов, львов, птиц.