Из-за пандемии в этом году ВПР проводятся уже во второй раз, осенью учащиеся писали работы за прошлый год. В общей сложности ВПР весной напишут более 7 миллионов школьников. Учащиеся 4-8 классов будут выполнять проверочные в штатном режиме, а 10 и 11 классов – в режиме апробации.
После многочисленных жалоб учителей на содержание ВПР вопросом об их отмене озаботились и в Госдуме. С соответствующим предложением выступила депутат Елена Строкова. По мнению парламентария, ВПР создают дополнительную нагрузку для педагогов и учащихся, но при этом не подходят для объективного среза знаний учащихся. В свою очередь первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин предложил приостановить проведение проверочных и провести парламентские слушания с привлечением экспертов по этому вопросу.
В интернете регулярно появляются петиции против ВПР, за отмену работ выступают тысячи педагогов по всей стране. Учителя говорят о том, что проведение проверочных оборачивается массовой отменой уроков и сокращением программы. Вместо того чтобы полноценно учить школьников, педагоги вынуждены натаскивать их на ВПР. Российские учащиеся занимаются по разным программам, и вопросы контрольных очень часто им не соответствуют.
Чтобы показать истинный вред проверочных, профсоюз «Учитель» запустил акцию «Экспертиза ВПР», в рамках который учителя публикуют подробный разбор контрольных по разным предметам.
Учитель географии Леонид Перлов, анализируя ВПР по своему предмету, посчитал, что для распечатки работ для одной параллели из 4-х классов понадобится в среднем 1344 листа бумаги. Далеко не у всех школ в регионах есть возможность копировать проверочные в таком объеме.
- Задания построены по «олимпиадному» алгоритму, малопригодному для рубежного и тематического контроля, - поясняет педагог. - Кроме того, они содержат многочисленные неточности и некорректные формулировки, не позволяющие дать однозначный непротиворечивый ответ. Например, в одном из заданий среди прочего сказано, что город Воронеж находится на берегу реки Дон. На самом деле город расположен на берегу реки Воронеж, притока Дона, и Воронежского водохранилища. В тексте, описывающем Норильск, говорится, что снега там немного. Полная ерунда. Там тоннели в снегу прокапывают.
При анализе ВПР по русскому языку эксперты пришли к выводу, что большая часть заданий похожа на задания ОГЭ и ЕГЭ. Некоторые из них сформулированы так же неточно, как и экзаменационные. «Например, задание для 5-го класса: «Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения». Даже взрослые люди не сразу понимают, что знаки препинания нужно расставить только в одном предложении. Выпускников приходится специально натаскивать на задания такого типа, а ведь здесь с ними должны справиться пятиклассники», - отмечают эксперты.
Специалисты из «Гильдии словесников» при анализе ВПР и вовсе пришли к выводам, что работы не только не выполняют изначально поставленных перед ними целей, но и наносят вред ключевым задачам российского образования.
«В реальной массовой практике ВПР провоцируют натаскивание на конкретные типы заданий. Многие родители делятся опытом, что в 4 классе обучение по русскому языку, математике и окружающему миру целиком заменяется кратким обсуждением теоретических блоков и решением вариантов ВПР. А главное – работы способствуют перегрузке детей, формированию нервного напряжения. И без того невротизированные дети и родители судорожно готовятся к ВПР – что напрямую сказывается и на состоянии здоровья детей, и на падении их мотивации к учебе», - говорится в докладе.
По мнению сопредседателя профсоюза «Учитель» Всеволода Луховицкого, если в этом году вопрос с отменой ВПР не будет решен, начнется масштабная волна недовольства среди учителей и родителей.
- Юридически проверочные работы ничтожны, они только мешают учебному процессу, - говорит педагог. – В обязанности учителя вообще не входят мероприятия по подготовке и проверки ВПР, отчеты по факту их проведения. Никаких дополнительных денег педагогам за них не платят. Родители уже делают все возможное, чтобы оградить детей от ВПР, просто не приводят их в школу во время контрольных.
Скоро проводить работы откажутся и педагоги. Задания проверочных абсолютно не соответствуют заявленным целям. В соответствии с новым ФГОС они должны в том числе проверять метапредметные компетенции, но таких заданий в работах нет. В результате ВПР просто отнимают у учителей и школьников огромное количество времени, и, по сути, срывают учебный процесс весной. Задания работ включают фактические ошибки и не соответствуют программам. При этом результаты сомнительных с точки зрения содержания проверочных работ становятся поводом к придиркам в адрес учителей по поводу четвертных оценок».