Послание начиналось словами: «Уважаемый Владимир Владимирович! Дайте, пожалуйста, указание властям Твери, чтобы они снесли памятник разнузданности 90-х, Михаилу Кругу».
«Многих тверичей этот памятник не просто раздражает, а оскорбляет. Тверь — это не город, простите, гопоты, а культурный, образовательный, научный центр», — отметил в послании отставник.
По словам сестры Михаила Круга Ольги Медведевой, письмо было отправлено в приемную президента. А оттуда его спустили уже в аппарат главы города Твери. Ольге его передали, чтобы она «была в курсе».
— Имя автора письма от меня скрыли. Удалось узнать только, что его написал ветеран МВД, — говорит Ольга. — Но у меня сложилось впечатление, что кто-то явно прощупывает почву, и это часть большой кампании, которая направлена на демонтаж памятника.
Ольга Медведева говорит, что нападки на памятник Михаилу Кругу были и раньше.
— В 2007-м у памятника отломали 50-килограммовую гитару. Это была чисто хулиганская выходка. Была задействована милиция, гитару нашли, приварили. Спустя год памятник покрасили водоэмульсионной краской. Ее потом удалось смыть водой. Письма с требованием «убрать из центра Круга» тоже уже были. Теперь вот отправили письмо президенту. У меня, как говорится, накипело, и я решила не молчать.
Ветеран указал в письме: «Памятник пропагандирует «творчество» Михаила Круга, популяризирует криминал, воров и бандитов». Автор напомнил, что памятник стоит в шаговой доступности от прокуратуры Тверской области, на соседней улице, и добавил: «Нам всем, действующим сотрудникам, ветеранам правоохранительных органов, живым и погибшим, плюнули в лицо».
— И это при том, что Миша участвовал во многих концертах для силовых структур, — говорит Ольга Медведева. — Пел для них и на закрытых площадках. Помню, рассказывал, как их вызвали на Лубянку, они приехали, ворота открылись, они туда заехали, и створки ворот сомкнулись. Брат был поражен, что внутри здания оказался большой концертный зал, где сидели люди с большими погонами. Внимательно их слушали и аплодировали.
Ольга Медведева понимает, что не всем нравится творчество Михаила Круга. Люди-то все разные, одни отдают предпочтение классике, другие джазу, а кому-то по душе барды.
— Миша называл себя артистом русского жанра, городского романса. Пел о жизни, о судьбах людей, о матери, о любви к женщине, о родном городе. Скоро будет 19 лет, как Миши нет, а мне до сих пор приходят письма. Людей волнуют его песни. У меня спрашивают: «Как он узнал мою историю? Как понял, что я чувствую?» Настолько точно Миша смог передать боль этих людей, их мысли. У брата много поклонников, которые поют его песни. А тем, кто считает, что основной темой у него была тюрьма, я хочу сказать: «Значит, вы не знаете его творчество».
Ольга Медведева говорит, что, когда у нее плохое настроение, она включает записи брата. Очень любит «Милый мой город», песню, которая считается неофициальным гимном Твери. А также «Морозовский городок», потому что они там жили, это песня про них, про их старый Пролетарский район.
— Вам снится Михаил?
— Нет. Наверное, я все правильно делаю, от чистого сердца, от души. И конкурс мы проводим с его другом Леонидом Телешевым «Русский жанр», и концерт 7 апреля, в день рождения Михаила. Если бы что-то было не так, он пришел бы ко мне во сне, подал знак. Областная администрация нас не поддерживает. Мы слышим: «И близко к нам со своим Кругом не подходите. У нас есть Лемешев, у нас есть Дементьев». Миша у них как бельмо на глазу.
Любопытно, что та же тональность и в письме ветерана МВД, который пишет: «У нас памятник Лемешеву стоит чуть ли не в подворотне, а тот, кому место в подворотне, стоит на центральной улице города, на бульваре Радищева».
Памятник Михаилу Кругу стоит уже 14 лет. Многие, приезжая в Тверь, так и говорят: «Мы приехали в город Круга». Отлитый из бронзы, музыкант сидит на скамейке в распахнутом пальто, положив рядом шляпу и опираясь на гитару. Справа от певца есть свободное место, любой желающий может присесть, подумать, сфотографироваться. Шляпа, ботинки и перстень у бронзового музыканта от многочисленных прикосновений (на счастье) отполированы до блеска.
«Не будите лихо, пока оно тихо»
— В Твери есть два места, где все время лежат живые цветы, — это памятник Михаилу Кругу и его могила на Дмитрово-Черкасском кладбище, — говорит близкий друг музыканта, шансонье и поэт Леонид Телешев. Именно ему принадлежит идея установить памятник Михаилу Кругу. А потом к работе подключился продюсер последнего альбома певца Вадим Цыганов.
— Был создан фонд, я отдал Цыганову 24 тысячи долларов, — все, что у меня было, остался без копейки, просто сделал то, что должен был сделать, — говорит Леонид. — Мишина мама, Зоя Петровна, дала тысячу, вдова Ира Круг выложила все, что удалось заработать на концертах и с авторских отчислений. Пожертвовали свои деньги и неравнодушные жители Твери.
В реестре памятников этой бронзовой композиции нет. Она проходит по документам как садово-парковая скульптура. Там нет никакой таблички. Все и так знают, что это Михаил Круг. А теперь ветеран-отставник, прикрываясь мнением земляков, требует снести «памятник разнузданности 90-х».
— Хочется сказать: «Не будите лихо, пока оно тихо». Мы эти 90-е годы не выкинем из жизни. Нам их навязали, мы ничего сами не выдумывали. Это такая же история, как годы при Ленине, Сталине или Хрущеве, — говорит Леонид Телешев. — В 90-е жили в одних бандитских условиях, сейчас живем в других бандитских условиях.
Леонид Телешев считает, что у Круга есть чему поучиться. Например, его любви к своей малой родине. Он очень многое старался сделать для Твери, для тверичей. Был человеком взрывным, но совестливым. Если понимал, что сделал что-то не так, мог позвонить в 5 или 6 утра, чтобы попросить прощения.
Леонид Телешев признается, что нередко приходит на могилу Михаила Круга или просто берет в руки его фотографию, рассказывает другу о своих делах.
— Я чувствую незримую связь. Думаю, что Миша меня не бросает. Я верующий человек, молюсь за него, думаю, что и он за меня молится.
«Кто решил расшатать ситуацию?»
В соцсетях и на форумах по поводу сноса памятника Кругу идут настоящие бои. Пока одни говорят, что это «единственный памятник в Твери, к которому «не зарастет народная тропа», другие поддерживают ветерана МВД, обращая внимание, что «негоже популяризировать криминальную субкультуру, которую сделали лицом города из-за отсутствия других идеалов». И требуют: опубликуйте фамилию отставника, чтобы «увидеть хоть одного честного мента».
А бронзовый Круг сидит себе в распахнутом пальто, которое символизирует распахнутую душу. Все время с живыми цветами.
Макет будущей скульптуры вылепил в свое время композитор, продюсер Вадим Цыганов, который по профессии является еще и оформителем, и декоратором. А потом профессиональный скульптор Андрей Смирнов сделал большую бронзовую композицию.
— На создание памятника меня благословил мой духовник батюшка Илий, — говорит Вадим Цыганов. — Пришел к нему, сказал, что хочу увековечить память доброго человека. Михаил Круг ведь в последние годы перед гибелью много денег жертвовал на храмы. Крыл золотом купола. Об этом стало известно только после его смерти. Батюшка Илий благословил, сказал только поставить памятник и святому Андрею Первозванному.
Вадим Цыганов говорит, что Михаил Круг был для него больше чем певец, с которым он работал.
— Миша — это личность. Ко мне он пришел с задачей стать лучше, добрее, в его репертуаре появилась песня «Приходите в мой дом», которую я написал на музыку Игоря Слуцкого. Там есть строки: «Я закрою глаза, я забуду обиды, я прощу даже то, что не стоит прощать». И те же «Купола», которые «синие и ни крапа золота». Все эти песни покаянные. Мое сердце привязано к этому времени, к этому человеку, к его творчеству. Я считаю, тот настоящий поэт, кто полностью отражает свое время, пропускает его через свое сердце.
Михаил Круг не был простым человеком. Как-то он сказал Вадиму Цыганову: «Ты не смотри на то, что я такой добродушный и сердечный. Я — Миша-крокодил, меня так многие зовут. Если что мне в лапы попало — не отпущу…» Мог, например, потребовать, чтобы ему тут же отдали написанную песню. А если ему отказывали, разворачивался и уезжал. Правда, как быстро вскипал, так же быстро и остывал. Приезжал с цветами, с шашлыками… И работа продолжалась.
Вадим Цыганов считает, что требовать снести памятник Кругу — это неправильно, не по совести.
— Миша пел о том времени, в котором жил. О том, что было. Это творческое наследие того времени. И памятник Мише стоит не на центральной улице Москвы, а в Твери, в его родном городе, который он воспевал, который он очень любил, — считает друг Михаила Круга композитор Игорь Слуцкий. — Да, он бывал в тюрьмах, давал благотворительные концерты. Ему было присуще сострадание. Он понимал, что каждый может оступиться. Не надо искать рая на земле, он там, где Господь и истина. Миша был глубоко православным человеком, ходил в храм, стоял на службах, для меня это самое важное.
Игорь Слуцкий говорит, что 7 апреля, в день рождения Михаила Круга, всегда бывает в храме. Это еще и большой праздник — Благовещение. Однажды ему было видение, он четко увидел силуэт Миши, он прошел в храме прямо у него перед глазами.
По мнению Игоря Слуцкого, ветеран МВД, который называет Михаила Круга «трубадуром бандитов и вымогателей, убийц и насильников», явно перегнул палку.
— У Миши было много друзей-милиционеров. Я их лично знаю. И мне непонятно, кто сейчас решил расшатать ситуацию.
Действительно, кто?
Письмо ветерана МВД, адресованное президенту, передали Ольге Медведевой в аппарате главы города Твери. Это было сделано негласно. Фамилию отставника скрыли.
Я, в свою очередь, позвонила в городскую и областную администрацию. Следов письма мне найти не удалось. Никто не знал о таинственном ветеране. Как, впрочем, и в Тверской городской и областной общественных организациях ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов.
Пытались вычислить пенсионера по своим каналам и друзья Михаила Круга.
— У меня есть связи в полиции, и довольно хорошие, они задействовали все свои ресурсы, но кто этот отставник, выяснить так и не удалось, — говорит Леонид Телешев.
Не знает его имени и сын Михаила Круга от первого брака Дмитрий Воробьев, который в свое время окончил институт МВД в Питере и теперь служит капитаном в местной полиции.
Невольно напрашивается вопрос: может, кто-то решил просто воспользоваться именем и заслугами отставника? Втянул его в свои игры?
На носу выборы. Друзья Михаила Круга не исключают, что волна за снос памятника музыканту поднята не случайно. А письмо ветерана МВД может быть ни чем иным, как проделкой политтехнологов.