Известный петербургский художник и скульптор Роман Шустров, создатель скульптуры «Петербургский ангел» в Измайловском саду на Фонтанке, ставшей знаменитой, скончался от коронавируса в мае прошлого года. Осенью группа активистов предложила сделать символом грусти по погибшим от COVID-19 медикам другую его скульптуру – «Печального ангела». Деньги собирали всем миром, место выбрали соответствующее – близ Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени И. П. Павлова.
За несколько дней до официального открытия была объявлена дата церемонии 4 марта - должны были собраться медики, родственники погибших врачей, инициаторы установки бронзового памятника – Ирина Маслова, Галина Артеменко, Борис Вишневский. Однако в последний момент установку скульптуры решил ускорить губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. В итоге неожиданно для всех он провел торжественное открытие на день раньше запланированного. Вокруг «Печального ангела» разгорелся скандал.
О том, что произошло, «МК» рассказывает вдова автора скульптуры Мария Касьяненко.
– Для меня это стало сюрпризом, как и для всех. Я сегодня не рассчитывала на открытие, знала только, что вчера пришло распоряжение от губернатора, чтобы установили скульптуру. Губернатор хотел ее открыть вчера же.
Мы засуетились с нашими литейщиками, потому что мы планировали ее установить 3 марта, а 4-го открыть. Литейщики в добровольно-принудительном порядке понеслись устанавливать ангела. А потом история с преждевременным открытием пошла на тормоза, и вроде оно должно было пройти по плану – 4 марта.
В Петроградском районе есть женщина, то ли пресс-секретарь, то ли заместитель (главы районной администрации - "МК"), которая позвонила мне и сказала, что все в силе на четверг. А потом, вчера вечером, она позвонила мне со словами, что в среду в 10 утра Беглов хочет встретиться около Первого меда и обсудить …нечто.
Утром я приехала и спросила, что я здесь делаю, я только потом поняла, что уже шла подготовка открытия. Из Первого меда на меня вывалилась шеренга чиновников в масках во главе с Бегловым. Он подходит ко мне, выражает соболезнования и говорит: "Пойдемте дальше".
Иду и не понимаю, что происходит. Но решила не протестовать, чтобы это не отразилось как-то негативно на судьбе скульптуры и других проектах Романа, которые я хотела бы реализовать. Мы подходим к скульптуре, нас расставляют шеренгой с одной стороны, с другой появляются журналисты, телекамеры, мне вставляют микрофон в рот и я говорю какие-то слова, Беглов говорит какие-то, главврач Первого меда говорит какие-то слова... А потом выходит товарищ, который говорит, что у нас сегодня официальное открытие «Печального ангела». В этот момент я потихонечку перестаю удивляться происходящему…
– Вам потом что-то объяснили, зачем была нужна эта спешка?
– Нет. Меня никто заранее не предупредил и потом ничего не объяснил. Но я приняла участие в этом процессе, потому что я меня самым важным является Роман Шустров, его память и его работа.
– Когда была задумана скульптура?
– Роман делал множество ангелов, это была одна из любимых его тем. Эти ангелы занимались самыми разными вещами – слушали музыку, играли на музыкальных инструментах, просто сидели в раздумьях.
Конкретно этот ангел изначально был сделан как скульптура из папье-маше меньшего размера, он слушал граммофон. У Ромы все скульптуры с добрым и радостным настроением, и, когда подбиралась скульптура для темы, связанной с погибшими от ковида медиками, нужно было выбрать какую-то из печальных работ. А кроме этого, других не нашлось. И мы убрали граммофон. Ангел стал символом грусти и печали, символом того, что произошло с нашими медиками, страной и Романом.
– Как случилось, что его жизнь унес коронавирус?
– Это трагическая история. Моя мама и брат Романа – муж и жена. Они жили в Литве и приехали в Петербург на две недели прошлой весной. После этого закрыли границы, а у Александра Ивановича, брата Романа, началось рожистое воспаление и его положили в больницу, и там он заразился вирусом. Мы не знали об этом. Мы думали, что продолжается воспаление.
Мы ухаживали за ним всей семьей, и все заразились. Я болела очень тяжело, серьезно болела мама и 90-летняя бабушка, но сильнее всех Роман. У него долго держалась высокая температура, и пришлось отправить его в Мариинскую больницу. Это был последний раз, когда я видела его живым… Спустя 10 дней мне позвонили и сказали, что… До того в ту же больницу увезли брата Ромы, который нас всех заразил, он тоже умер. Мы с мамой обе потеряли мужей.
– Последней его мечтой была установка скульптуры «Старушка с собачкой» и открытие Театрального бульвара. И сегодня Беглов обещал помочь. Расскажите об этом проекте.
– Это была многолетняя мечта Ромы. У нас была мастерская на углу Английского проспекта и улицы Декабристов. Там находится бульвар, который Рома называл Театральным. Сейчас многие его тоже так стали называть. На данный момент это запущенное место.
Он хотел превратить его в бульвар, посвященный культурной истории нашего района, поскольку здесь жили многие известные люди искусства в начале ХХ века, и сейчас многие художники здесь живут. Можно было бы облагородить это место, проводить выставки, установить скульптуры, в том числе, его «Старушку с собачкой». Сегодня после основного мероприятия я рассказала Беглову об этом проекте и попросила помощи в реализации. И он обещал поспособствовать. Надеюсь, сдержит слово. Хотелось бы, чтобы скульптуры Ромы жили в городе, потому что в них доброта, красота и любовь.
– Была озвучена какая-то конкретика?
– Нет, но Беглов при мне сказал об этом главе Петроградского района, который помог в установке «Печального ангела». Галина Артеменко и Ирина Маслова выступили инициаторами установки памятника. После закрытия «Стены памяти», которая была посвящена погибшим медика, они решили поставить этот памятник, потому что Рома тоже погиб от ковида, и потому что он прекрасный художник и скульптор. У него уже два ангела установлены в городе.
Они нашли место, подключили депутата Бориса Вишневского. Все вместе пришли в администрацию Петроградского района, где к идее отнеслись очень лояльно, и помогли нам найти спонсоров для установки скульптуры. Мы все сделали быстро – за несколько месяцев. Теперь я надеюсь, что глава Петроградского района, который пообещал помочь, это сделает и поможет реализовать Театральный бульвар.
– Что для этого нужно?
– Нужны деньги, и точно так же надо будет снимать 3D-копию с скульптуры «Старушка с собачкой» из папье-маше и делать ее в бронзе.
– Каково наследие Романа?
– Осталось несколько тысяч работ, они все в частных коллекциях в разных странах. Он был известным и востребованным художником. Помимо скульптуры он занимался графикой, авторской игрушкой, делал маски. Недавно прошла большая выставка в Музее Игрушки.
Читайте материал "Открытие памятника медикам в Санкт-Петербурге обернулось скандалом"