События уголовного дела относятся к 2005 году. Тогда в подмосковной Рузе был жестоко убит милиционер-водитель – во время конфликта его забили до смерти, а потом сожгли вместе с машиной «Волга». По обвинению в убийстве были арестованы местные жители Сергей Рябов и Сергей Дорофеев. В апреле 2006 года Мособлсуд на основании обвинительного вердикта коллегии присяжных назначил Рябову 18 лет колонии строгого режима, а Дорофееву — 21 год с отбыванием на тех же условиях. Позже Верховный суд смягчил Сергею Дорофееву наказание на год.
В отношении Сергея Рябова события приняли куда более драматичный оборот. Защита осужденного дошла до ЕСПЧ. В июле 2018 года суд в Страсбурге признал факт нарушения ряда статей Конвенции о защите прав человека и основных свобод в отношении Рябова и присудил ему 12 тысяч евро компенсации. В решении ЕСПЧ зафиксировано, что Сергей Рябов фактически совершил самооговор, дав показания под пытками: следователи его жестоко избили, требуя признаться в убийстве. После такой разгромной резолюции Верховный суд отменил приговор 2006 года и направил дело в Мособлсуд на пересмотр. Повторно процесс также проходил с присяжными и был похож на шекспировскую трагедию.
Как рассказала защитник Сергея Рябова адвокат Каринна Москаленко, коллегия народных судей удалялась в совещательную комнату дважды. Первый вердикт председательствующий счел противоречивым. Но судья не стал оглашать решение присяжных и с новым вопросным листом отправил их обратно в совещательную комнату. На это, как рассказала адвокат, старшина присяжных заявил о давлении со стороны председательствующего и пояснил, что у коллегии «нет доказательств». Однако спустя 24 минуты присяжные вынесли новый вердикт — обвинительный. 24 февраля Мособлсуд повторно вынес обвинительный приговор. Правда, оба фигуранта дела вышли на свободу сразу после оглашения. Суд назначил Сергею Рябову 15 лет лишения свободы, Сергею Дорофееву — 15 лет и семь месяцев. Это меньше, чем оба обвиняемых уже провели под стражей. Защита Сергея Рябова считает исход дела недостаточной победой и заявляет о его невиновности.
- Когда Сергей услышал, что его отпускают в зале суда, он онемел, - говорит Москаленко. - До этого он говорил: «Если меня и в этот раз не услышат, я больше никогда ни во что не поверю». Он верил не зря. За те годы, что Сергей Рябов провел в тюрьме, он потерял почти всех близких. В октябре 2020 года умерла его мама. Мы просили отпустить его на похороны под конвоем, но суд отказал. Все дальнейшие действия — заявление о присуждении компенсации и так далее - это полумеры. В этом деле имел место факт самооговора под пытками.