О том, что Питер Дашак поехал в Китай в составе делегации экспертов ВОЗ, стало известно из его заявления, которое процитировал Bloomberg. Дашак сообщил: они с коллегами обследовали рынок морепродуктов в Ухане (рынок закрыли и опечатали после начала пандемии) и нашли там некие "ключевые улики" относительно коронавируса. Деталей Дашак не привел, попросил подождать официального объявления выводов миссии ВОЗ. Однако слова Дашака позволяют предполагать, что упор будет сделан именно на естественной версии происхождения SARS-CoV-2 и его передаче человеку через неких диких животных на рынке.
Цитируя заявления Дашака, в России почему-то мало кто обратил внимание на важнейший факт. Нам его фамилия показалась очень знакомой - она звучала и раньше в связи с работой печально известной лаборатории в Ухане. А вот что пишет тайваньское издание Taiwannews.com.tw: "Член группы Всемирной организации здравоохранения, исследующий происхождение COVID-19 в Ухане, имеет в этом расследовании конфликт интересов. Дашак - президент организации EcoHealth Alliance, у него имеются долгосрочные профессиональные и финансовые связи с Уханьским институтом вирусологии".
Дашак был подрядчиком, который рулил финансированием исследований института в Ухане по коронавирусам, связанным с SARS летучих мышей - через него прошло в этом направлении более 200 миллионов долларов, в том числе от госструктур США. Немалые средства возглавляемому Дашаком EcoHealth Alliance выделял также фонд Билла и Мелинды Гейтс. Вдобавок Питер Дашак значится соавтором научных работ по созданию искусственных коронавирусов.
Ближайшей соратницей Питера Дашака была и остается звезда уханьского института, китаянка Ши Чжэнли, собиравшая коронавирусы летучих мышей в отдаленных пещерах Китая и занявшаяся потом вместе с американцами модификацией найденных образцов "под человека".
Каким образом столь ангажированная фигура как Дашак оказалась в делегации экспертов ВОЗ?
Адепты конспирологической теории считают: Штаты вкладывали немалые деньги в поиск малоизвестных вирусов чтобы, в том числе, рассмотреть их использование в военных целях - поэтому и проводилось искусственное "улучшение" полученных образчиков для их адаптации к человеческому организму (свидетельство тому - опубликованные работы университета Северной Каролины).
Подрядчики вроде Дашака могли на этом наживаться, передавая работы сомнительным лабораториям вроде уханьской и недостаточно их контролируя. Ну а в Ухане могли попросту упустить модифицированный вирус, что и вызвало нынешнюю мировую катастрофу (фотографии морозильника с щелями из уханьской лаборатории публиковали многие СМИ).
Опровергатели этой теории, включая Питера Дашака и Ши Чжэнли, утверждают: поиски коронавирусов у летучих мышей делались лишь ради предотвращения возможных пандемий, и, если бы не эти исследования, SARS-CoV-2, передавшийся через пока точно не установленное животное к человеку, нанес бы человечеству гораздо больший урон.
Как известно, предыдущий президент США Дональд Трамп видел в Китае соперника номер один, а вот Джо Байден намерен смягчить американскую политику в отношении Поднебесной. Байден также отменил указ Трампа о выходе из ВОЗ.
Основные работы по коронавирусам летучих мышей в сотрудничестве с китайцами Штаты проводили при демократе Обаме - республиканец Трамп распорядился прекратить финансирование подобных исследований. Возможно, с победой Байдена нынешней поездке Питера Дашака в Китай в качестве ведущего эксперта ВОЗ поспособствовали именно демократы. Так что ждать от миссии ВОЗ расследовательских чудес не приходится.
Кстати, "мать коронавируса" Ши Чжэнли до сих пор не предоставила независимым исследователям доступ к базе данных лаборатории в Ухане и лабораторным записям. Также Уханьский институт вирусологии отказывается раскрывать свои научные эксперименты по модификации коронавирусов в 2019 году.
Но, в конце концов, откуда бы ни взялся SARS-CoV-2, свое черное дело он уже сделал сполна. Принес большое горе и китайцам, и американцам, и жителям всех других стран. Узнать бы еще, что на самом деле думают ли об этом ученые, продолжающие лазать по пещерам за образцами редкой заразы у летучих мышей и ставящие эксперименты с вирусами в лабораториях.