Экономист оценил предложения ввести «сертификаты беременных» на 20000 рублей

«Ребенка можно купить»

Широкий резонанс получила инициатива группы депутатов Госдумы о «сертификате для беременных»: речь идет о ежемесячной выплате 20 тыс. руб. каждой беременной россиянке с момента зачатия и до достижения ребенком полутора лет. По мнению парламентариев, это снизит число абортов в стране и улучшит демографическую ситуацию. Мы узнали мнения экспертов в различных областях - они считают, что идея не только нереальная, но и даже может иметь негативные последствия.

«Ребенка можно купить»

тестовый баннер под заглавное изображение

Автором законопроекта является Депутат Госдумы Николай Земцов, по мнению которого, пособия позволят женщине изменить решение об аборте из-за финансовых проблем: «Я считаю, что это будет реальным, быстрым и эффективным наполнением в нашем проекте по демографии. В том смысле, что мы дадим возможность этим детям родиться». Соавторами документа стали Петр Толстой и Инга Юмашева. И хотя очевидно, что перед выборами в Госдуму депутаты стараются каждый выступить со своей, популярной у народа инициативой, чтобы заработать себе имя, налицо непродуманность идеи, о чем и высказались «МК» эксперты.

Доктор экономических наук Евгений Гонтмахер рассказал, почему он отрицательно воспринимает эту идею:  

– Первое, это проявление философии, что «ребенка можно купить». Это неверный подход, по крайней мере, в России; хотя он мог бы еще «сработать» в другой отсталой стране, где люди живут на один доллар в день.

Во-вторых, мера предлагается на полтора года, а дальше что? Если вы хотите помочь женщине, чтобы она родила ребенка, это нужно делать и дальше. Я так понимаю, что предлагается платить с момента постановки на учет и до полутора лет вне зависимости от дохода женщины.

В-третьих, причины абортов очень разнообразны, и не обязательно это нехватка денег. И четвертое - на это у правительства реально нет денег (если подсчитать, это порядка 200 миллиардов руб. в год). Сейчас правительством готовятся новые социальные программы в рамках новой стратегии, и вот на них как раз будут выделяться средства.

Пятая причина – политическая, есть два типа законопроектов в Госдуме, первые вносятся для того, чтобы их приняли, и второй тип, так называемые «маргинальные» законопроекты, это когда депутату придет что-то в голову, и он это выдвигает. И хотя законопроект заведомо не будет принят, депутат заработает себе имидж. Формально Госдума может рассмотреть этот законопроект, но он будет отброшен по многим причинам, может, даже комитет не пройдет.

    Член совета министерства образования РФ по вопросам детей-сирот, директор Наставнического центра Александр Гезалов уверен, что «решение несистемное, потому что финансы в нашей стране часто до детей не доходят. Люди могут тратить эти деньги на развлечения, мобильные телефоны и прочее. Поэтому более эффективна, на мой взгляд, нефинансовая мера поддержки, например, на время беременности выдавать продукты, одежду, натурализовать эту помощь». 

А, во-вторых, по мнению Гезалова, эта мера может привести к увеличению числа сирот. «Человек, который решает свои вопросы, а не вопросы ребенка, просто сдаст его после того, как он все эти пособия «отполучает». Это в рамках наших реалий. Прежде, чем получать такие выплаты, человек должен пройти какую-то экспертизу: что он не состоит на учете в наркологии, работал, работает и так далее. Надо показать, что человек социально активен, не алкоголик и так далее. Это очень опасная история, надо все выверять. А так получается пустое сотрясение воздуха».

Врач-гинеколог, генеральный директор Центра репродукции и генетики Маргарита Аншина тоже не думает, что мера будет эффективной:

– Когда люди принимают решение о прерывании беременности, на это влияет целая совокупность факторов. Людей пугает неуверенность в будущем, нестабильность семейного и финансового положения и так далее.

Женщина думает о наличии работы, если работа «подвисает» из-за рождения ребенка, то эти деньги, та сумма, которую она получит, все равно все проблемы семьи не решат. Есть люди, которые колеблются, но их очень мало, возможно, им эти деньги и помогут каким-то образом решиться на сохранение беременности, но это капля в море, таких людей. А вот неблагополучные семьи, которым дети нужны только из-за денег и которые потом не станут о них заботиться, как раз могут отказаться в этом случае от аборта, и не хочется, чтобы так происходило.

Есть и другие мнения. Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов считает инициативу логичной: «Предложение, может, и не решит всех проблем, но станет одной из составляющих государственной системы, которая должна максимально содействовать деторождению. Эта мера хорошо пересекалась бы с деятельностью организаций, в основном, православных, которые на общественных началах при поддержке предпринимателей ведут колоссальную работу по агитации против абортов, уговаривают женщин, которые оказались в критической ситуации, сохранить беременность. Каждый новый дополнительный ребенок – это, помимо всего, и инвестиции в наш ВВП – кто его создает? Конкретные люди его и создают. Которые сегодня еще маленькие, только родившиеся, но через 25 лет они и будут теми, кто будет вносить свой вклад в ВВП».  

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру