Одним из ярких примеров нестандартной инженерной мысли конструкторов стал проект создания локомобиля на базе грузовика Садко «NEXT». Скрестив машину и локомотив, на ГАЗе оригинально решают проблему изношенности парка железнодорожной техники, которая используется для доставки компонентов и техники по России. Для приобретения больших тепловозов нужны многомиллионные инвестиции. Но заводским железнодорожникам подходит техника меньшей размерности и стоимости. Поэтому они предложили конструкторам Объединенного инженерного центра компании разработать автомобиль на комбинированном ходу. За дело взялись молодые специалисты Михаил Панфилов и Тимофей Догадин.
- По сути, мы создаем многофункциональную альтернативу маневровым тепловозам, - поясняет один из авторов разработки, инженер-конструктор первой категории Михаил Панфилов. – Их применяют для составления поездов и транспортировки вагонов на небольшие расстояния. Мы сами можем сконструировать локомобиль, сэкономив существенные затраты для компании. А потом предложим продукт другим заказчикам, ведь внутренние железнодорожные пути есть у многих производителей.
Вначале конструкторы хорошенько исследовали рынок аналогичной техники. После предварительной проработки стало понятно: создать локомобиль, полностью соответствующий автомобильным и железнодорожным правилам, - можно. Но к локомобилю предъявляются особые требования. Прежде всего, необходимо обеспечить тяговое усилие для движения 7 вагонов. Иными словами, состав весом до 700 тонн должен тронуться с места и двигаться в нужном направлении. На следующем этапе количество вагонов для транспортировки планируется увеличить до 10.
Задачу можно реализовать только на полноприводной технике. В линейке ГАЗа таким параметрам удовлетворяет грузовик «Садко NEXT».
- Решение очевидное - максимально сохранить базовое шасси «Садко NEXT» и установить на него железнодорожное оборудование, это позволит вносить минимальные изменения в производство, - поясняет Михаил Панфилов.
Однако самое очевидное не значит самое простое: дорабатывать существующее транспортное средство гораздо сложнее, чем создавать технику с нуля. Но у молодых инженеров искать нестандартные решения – в крови. Михаил Панфилов разработал уникальную систему комбинированного хода, а Тимофей Догадин - пневматическую систему торможения прицепного состава. Пригодилась газовская школа, особенно опыт работы с гусеничной техникой. Одним из преимуществ стали также более легкие сборка, регулировка и приведение в действие. Также соблюдено ключевое требование – надежность, чтобы обеспечить безопасность при движении по железной дороге и дорогам общего пользования.
- Локомобиль с легкостью может заменить дорогостоящий маневровый тепловоз. И даже взять на себя более широкий спектр работ, - уверен инженер-конструктор Тимофей Догадин.
Разработку высоко оценили на ежегодной корпоративной научно-технической конференции компании «Будущее создается сегодня», где проект занял первое место в секции «Современное проектирование продукта».
Разработчики уже приступили к сборке прототипа, в следующем году начнут испытывать новинку. А сотрудники из управления железнодорожного транспорта Горьковского автозавода с нетерпением ждут прототип, чтобы проверить его в деле. Ведь такой локомобиль очень нужен в железнодорожном хозяйстве многих компаний.
Фото: Артем Семенов