Открывая встречу с представителями студенческих СМИ, министр пообещал быть с ними «максимально откровенным и рассказать то, что никому не рассказывал». И не обманул. К числу таких новостей, бесспорно, относится запуск с этого года проекта по трудоустройству студентов в научно-исследовательские институты без отрыва от учебы.
Первыми от этой новой затеи, как считают в Минобрнауки, разумеется, выиграют студенты. Пусть и назначенные на скромные должности, вроде ассистента профессора или исследователя, они с младых ногтей приобщатся к занятиям наукой. Но этого мало. Заодно ребята получат и запись в трудовой книжке, подтверждающую наличие опыта работы — того самого, которого при найме так домогаются работодатели, а молодые специалисты не имеют.
Выиграют от этой комбинации, добавим, и НИИ. Оклады там сейчас и без того невелики. А «скромная» должность, скорее всего, предполагает такой размер оплаты труда, что согласятся на него разве что студенты. Они-то, надо думать, и «закроют» вакансии, на которые не идут отцы семейств, обремененные вечно голодными женами и детьми.
Наконец, выиграют и власти. Ибо у студентов, которым предстоит метаться между работой и учебой, попросту не останется времени на разные там митинги под политическими лозунгами. Дай бог успеть отработать и отучиться, а если останутся силы, сходить в клуб или в кино. Какая уж там политика, тем более экстремальная...
Кстати, отвлечению учащихся от политического экстрима должно послужить и активное развитие студенческого самоуправления (оно, пообещал министр, должно стать «приоритетом госполитики в сфере высшего образования»), а также создание широкой сети студенческих клубов — от спортивных до интеллектуальных. В этой связи в идеале, подчеркнул Фальков, «университеты должны работать в режиме 24/7». Правда, занятия спортом предполагают наличие в вузах развитой спортивной инфраструктуры, признал затем он. Но углубляться в эту тему не стал.
Другое, что будут настоятельно предлагать студентам в системе высшего образования— занятия бизнесом, и особенно в сфере науки и технологий. С этой целью, также с текущего года, запускается еще один проект: «Стартап как диплом». В вузах появятся стартап-студии, где все желающие смогут получить навыки, необходимые для запуска собственного дела, а затем, на выходе из института, «защитить» этот свой проект вместо привычной дипломной работы.
В числе других новых трендов высшего образования Фальков также назвал расширение возможности выбора студентами собственных образовательных программ. Если раньше (да и теперь, добавим, в подавляющем большинстве вузов тоже) учебная программа для всех поступивших на то или иное направление подготовки была практически единой, то вскоре будет по-другому.
Останется лишь единое ядро обязательных знаний с едиными сроками его освоения, а от 10 до 40% предметов, в зависимости от специальности, студент выберет себе сам. В том числе ряд курсов можно будет прослушать не на своем, а на другом факультете или даже в другом вузе. И все они затем будут зачтены в альма-матер. Впрочем, когда такой возможностью сможет воспользоваться любой желающий студент, глава Минобрнауки, к сожалению, не уточнил.
Финальный аккорд общения министра со студенчеством также оказался мажорным: «Надеюсь, что скоро мы вернемся к обычной жизни, и дистант нас будет интересовать лишь как исторический факт»,- обнадежил под занавес Фальков.