«Зеленый» ГАЗ

Как российский производитель коммерческой техники развивает электромобильность в нашей стране

Переход на «зеленую» экономику и экологичный транспорт – основной тренд для практически всех развитых стран. Электротранспорт уже достаточно давно оказался в особенном фаворе у защитников природы и просто энтузиастов всевозможных инноваций. До недавнего времени «электрички» ассоциировались преимущественно с легковыми машинами во главе с вызывающе дорогой Tesla. Но времена меняются, и в последние годы электромобили прорвались в область общественного транспорта, став альтернативой не только автобусам с двигателями внутреннего сгорания, но даже и традиционным видам с электротягой – трамваю и троллейбусу. Тренд на технологии, экологичность и безопасность автотранспорта уже привел к тому, что в Москве, например, к началу 2021 года на линию вышел уже 600-й электробус. Его выпустили на предприятии машиностроительного холдинга «Группы ГАЗ». В результате московский троллейбус уже превратился в историю. Ожидается, что к 2023 году электробусы составят треть наземного транспорта столицы. А к 2030 году автобусный парк столицы должен стать полностью электрическим. И одна из ключевых ролей в этом процессе отводится машиностроительному холдингу, уже давно доказавшему свою конкурентоспособность на современном мировом автомобильном рынке.

Как российский производитель коммерческой техники развивает электромобильность в нашей стране
Фото: Андрей Кузьмин

Тренд на экологию

Заметим, что внимание ведущих мировых автопроизводителей к сегменту общественного транспорта не случайно. Помимо Москвы, курс на замену автобусов с моторами внутреннего сгорания на электрическую тягу взяли многие европейские мегаполисы.

Так, полностью избавиться от дизельного выхлопа на муниципальном транспорте уже к 2025-ому году решил французский Париж. И за последний год, парк электробусов столицы Франции вырос на 65%.

В итальянском Милане уже сейчас более 70% парка общественного транспорта приходится на экологичные машины: электробусы, трамваи, «гибриды». А к 2030-ому, как и в российской столице, в нем останутся только транспортные средства на электротяге.

Для Москвы электробус можно считать самой настоящей экологической палочкой-выручалочкой. Ведь ему не нужны ни провода, ни рельсы. Это дает возможность гибко перестраивать и расширять при необходимости маршрутную сеть. А потребность в последней - колоссальная. Запуск МЦК и МЦД, массовое строительство новых жилых микрорайонов требуют от сети общественного транспорта способности прогрессировать, присущей только машинам, не привязанным к проводам или рельсам. И вышедший на московский маршрут в 2021 году 600-й электробус вполне отвечает мировым трендам на формирование гуманной городской среды.

Из концепта в серию – за 10 лет

«Группа ГАЗ» начала разработку своих электробусов около 10 лет назад. При этом принципиальной позицией акционера компании Олега Дерипаски было создание собственных инженерных компетенций в инновационных направлениях и подготовка высококвалифицированных кадров, которые будут создавать транспорт будущего. Поэтому все новейшие разработки ведутся в собственном инженерном центре «Группы ГАЗ». В 2011 году был создан первый концепт городского электробуса, на котором были отработаны основные компоновочные решения и проведены первые испытания. А в 2016 году увидел свет электробус второго поколения на литий-марганцевых батареях с ночным типом зарядки. Сейчас на Ликинском автобусном заводе в Московской области, входящем в машиностроительный холдинг, серийно выпускается электробус третьего поколения.

Современные электробусы производства ГАЗ, уже несколько лет перевозящие миллионы пассажиров по улицам Москвы, показали себя как комфортный и безопасный транспорт, дружелюбный к пассажирам и другим участникам движения. Практически бесшумные, электробусы вмещают по 85 пассажиров каждый. Из них 30 человек могут ехать сидя. Низкий уровень пола и специальный пандус подходят и людям с ограниченной подвижностью. Салон электробуса оснащен системами климат-контроля, информационными медиаэкранами и бесплатным Wi-Fi.

Электронно-пневматическая подвеска экологичной машины позволяет поднимать кузов над дорожным полотном – для преодоления сложных участков. В сутки электробусы проходят обычно до 350 км. Причем в любую погоду. Опыт реальной эксплуатации этих машин подтверждает результаты длительных заводских испытаний: ликинские электробусы могут трудиться в самых разных климатических условиях при температурах от +30°С до – 35°С.

От учебной модели с инструктором – к высокотехнологичному транспорту

Надо сказать, что даже профессиональный водитель автобуса или троллейбуса не может просто так взять и сесть за руль электробуса и выехать на маршрут. Для переподготовки драйверов общественного транспорта ГАЗ разработал и передал транспортному перевозчику Москвы – ГУП «Мосгортранс» - электронные тренажеры. Они точно имитируют кабину серийного электробуса и способны моделировать различные дорожные условия. С их помощью водители отрабатывают порядок действий в нештатных ситуациях – в сложных погодных условиях или в случае нарушения ПДД другими участниками дорожного движения. А недавно стало известно, что в распоряжении Мосгортранса появился полноценный учебный электробус производства «Группы ГАЗ». От обычного он отличается дополнительной кабиной для инструктора, расположенной за спиной у водителя – как в обычных учебных автобусах.

Развивая свою «электрическую» линейку транспортных средств, объединенный инженерный центр машиностроительного холдинга сейчас разрабатывает первый российский электробус-«гармошку» – сочлененной модели на базе автобуса ЛиАЗ 6213.

Также напомним, что в прошлом году компания представила новые образцы высокотехнологичного транспорта, работающего на альтернативных видах топлива: электромобиль GAZelle e-NN и автобус ЛиАЗ, работающий на сжиженном природном газе.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру