Поначалу директорские советники от воспитания появятся не повсеместно. Как уточнили в Минпросвещения, с 1 марта 2021 года должность советника директора по воспитанию и работе с детскими объединениями будет введена в штатное расписание школ лишь в 10 пилотных регионах. Но со временем (надо думать, не слишком продолжительным) эта практика распространится на всю страну. И вот тогда воспитательная работа, что называется, забьет ключом.
Впрочем. нечто подобное, как хорошо помнят все закончившие школу не позже конца 1980-х годов, в нашей стране уже было в советские времена. Была и официальная воспитательная работа, направленная на воспитание убежденных сторонников марксизма-ленинизма и строителей коммунизма. Были и специально выделенные в школах ставки завучей по воспитательной работе. Но все эти титанические усилия и огромные бюджетные средства, как известно, пропали зря.
Советский строй рухнул. А молодежь, вместо того, чтобы его защищать, очертя голову ринулась в объятия капитализма, против которого главным образом и работала та воспитательная система. Кто пошел в бизнесмены, кто в бандиты — кому уж как повезло. Но желающих строить коммунизм не оказалось вовсе.
Чем-то нынешняя система школьного воспитания, конечно, будет отличаться от прежней. Так, скажем, в отличие от старорежимных советских завучей по воспитательной работе, их нынешние сменщики получат модный статус «советников», а отбор кандидатов на эту должность (по крайней мере, поначалу) пойдет на столь же модной сейчас конкурсной основе. (Конкурс, который запустят Минпросвещения и Российское движение школьников в конце этой недели, назвали «Навигаторы детства», а его участниками сможет стать любой гражданин России, достигший 18 лет и уже имеющий опыт в педагогике).
Почила в бозе и коммунистическая идеология, на основе которой строилась вся прежняя воспитательная работа в школе. Но новой-то национальной идеи в стране нет. Так на чем же будет основано второе пришествие воспитания именем государства? Непонятно. Неясен и круг задач педагогов, которые будут не учить, а исключительно воспитывать школьников: на данном этапе Минпросвещения говорит лишь, что в их число «будет входить решение вопросов, связанных с организацией воспитательной работы в школах». А это, согласитесь, порождает больше вопросов, чем ответов.
Правда, некоторый свет на ситуацию проливают поправки к закону «Об образовании», в пожарном порядке принимаемые как раз сейчас Государственной Думой. Их авторы говорят открытым текстом: главной целью воспитания российских школьников должно стать противодействие влияниям из-за рубежа. Возможно, этим и займутся новоявленные советники? Но можно ли построить что-либо путное и прочное на отрицании чего бы то ни было, а не на позитиве? Крайне сомнительно!
Учителя от известия о вводимом новшестве, как выяснил «МК», не в восторге:
- Как повысить зарплаты учителей, которые сейчас уже работают чуть ли не круглосуточно — так у них нет денег,- заявила «МК» на условиях анонимности одна из педагогов.- А новые ставки вводить, непонятно зачем, оказывается, деньги есть. А зачем это? Ведь ту же воспитательную работу с нас, классных руководителей, никто не снимет! Мы как пахали, так и будем пахать! Так чего бы эти средства не разделить между настоящими учителями, вместо того, чтобы плодить в школах непонятно кого?!
- Между прочим, не факт, что новые ставки дадут вместе с деньгами,- поделился с «МК» своими сомнениями сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.- «Сверху» могут потребовать, чтобы эти деньги школы взяли из своих фондов. И это будет очень скверно: директорам тогда останется либо саботировать это решение, либо манипулировать со стимулирующими фондами. Непонятно и другое. До сих пор в рамках оптимизации школы вынуждали вести сокращения — так, были сокращены многие завучи, которые вели действительно нужную работу, переложенную теперь на учителей. А тут на тебе: новые ставки...