Очередной законопроект об отказе от тотального ЕГЭ подготовила группа народных избранников во главе с Сергеем Мироновым. Суть идеи проста — сохранить и в будущем порядок итоговой аттестации, выбранный на 2021 год. А именно: оставить ЕГЭ только для поступающих в вузы, а для всех остальных ввести госэкзамены, которые проводит сама школа. Ну а на два ближайших года ввести переходный период, когда вместо госов всем, кому не нужны ЕГЭ, оценки в аттестатах проставляются по текущей успеваемости в 11-м классе.
Свою идею авторы законопроекта подкрепили рассуждениями о падении качества школьного образования в нашей стране и, в частности, снижением результатов отечественных сборных в международных олимпиадах школьников. И, хотя эти аргументы мало кого убедили, к самой идея, пусть официально и не поддержанной комитетом в форме законопроекта, участники обсуждения отнеслись на удивление благосклонно.
Вместо того, чтобы вслед за чиновниками от образования, как это в подобных случаях бывало не раз, с порога отвергнуть любые покушения на сложившуюся систему единых госэкзаменов, большинство депутатов вдруг согласились, что идея заслуживает внимания. Вот только прежде, чем принять окончательное решение, сохранять или менять форму итоговой аттестации выпускников школы, не худо бы провести более тщательный анализ ситуации со сдачей ЕГЭ, отметили они. А так, дескать, что же — дело хорошее.
При этом депутат Сергей Боженов открытым текстом высказал то, что остальные, надо думать, стыдливо оставили за скобками:
- Огромное число детей не планирует после школы поступать в вуз, и им не нужны знания уровня ЕГЭ. Для них по окончании школы достаточно базовых знаний, а, значит, им не нужны не только единые государственные экзамены, но, возможно, и какие бы то ни было экзамены вообще! Сварщикам или плотникам ЕГЭ не нужен! Так что концепция данного законопроекта правильная, и нам к нему непременно придется вернуться!- предрек депутат.
Подобные высказывания, да и вся тональность обсуждения в целом без преувеличения можно назвать сенсационными. Однако главной сенсацией стало выступление представителя правительства Андрея Корнеева, также участвовавшего в обсуждении:
- Мы предлагаем пока не поддерживать от законопроект и посмотреть, как пройдет государственная итоговая аттестация летом этого года,- заявил чиновник. - Ну а потом, в зависимости от результатов, возможно, вернуться к нему, а, возможно, и воздержаться от его принятия.
Это — первый случай, когда официальный представитель исполнительной власти дает понять: ЕГЭ отныне не является «священной коровой», и правила итоговой аттестации школьников могут быть пересмотрены. Правда, в конце обсуждения, комитет все же порекомендовал палате не поддерживать мироновский законопроект в первом чтении. Но, принимая это решение, депутаты впервые отметили, что подобная концепция «заслуживает внимания» и выразили готовность к ней вернуться.
Между тем Комитет Госдумы по образованию и науке одобрил поправки к закону «Об образовании», запрещающие превращать в кружки музыкальные и другие детские школы искусств. Тем самым в России сохранится традиционная трехзвенная система музыкального образования: детские музыкальные школы — средние специальные учебные заведения музыкального профиля — музыкальное высшее образование. При этом музыкальные школы повысят свой статус, поднявшись с нынешнего муниципального уровня на региональный.