В окружении Бориса Грачевского нам рассказали, что он заболел коронавирусом еще в ноябре, а в середине декабря уже чувствовал себя здоровым. Но затем наступило резкое ухудшение. Увы, Грачевский прибег к неофициальным консультациям некоего знакомого врача по телефону и упустил время.
С никак не сбивающейся температурой его отправили в больницу, где применили стандартную схему лечения при осложненном течении - погрузили в кому. Потом положительная динамика, и снова отрицательная. Организм решил сдаться.
- Коронавирус - настолько тёмная лошадка, что врачи всех стран до сих пор не знают, что от него ждать, - констатирует заведующая отделением восстановительного лечения, врач-инфекционист Видновской РКБ Светлана Малиновская. - Бывают ситуации, когда ничто не предвещает летального исхода. Молодой пациент, отсутствие хронических заболеваний, поражение легких незначительное... И вдруг начинает развиваться отрицательная динамика. Цитокиновый шторм - и вывести из него не получается.
Меж тем очень часто медики сталкиваются и с обратными ситуациями. Казалось бы, пациент обречен: в анамнезе патологии, возраст пенсионный, поражение легких высокое. Тем не менее потихонечку они выкарабкиваются.
-- Про цитокиновый шторм медики знали и раньше, - продолжает Малиновская. - Он может возникнуть и при сепсисах, но настолько молниеносно никогда не развивался. Да, конечно, во время первой волны мы многому научились. Теперь мы знаем, что антибиотики никакой особой роли не играют, теперь основной упор мы делаем на гепарины, на противовоспалительные, на антикоронавирусную плазму, на препараты, которые гасят цитокиновый шторм. Но, получается, не у всех новая схема лечения срабатывает.
Приходится до сих пор констатировать тот факт, что болезнь ведёт себя крайне избирательно и индивидуально. И разгадать до конца эту его особенность все ещё предстоит.