Опального отца Сергия давно хотели убрать из Среднеуральского женского монастыря, который он фактически захватил. В пандемию он отрицал опасность коронавируса, критиковал руководство РПЦ из-за закрытия храмов. Также призывал своих сторонников «освободиться от оков сатанинских», выступить против вышек 5G.
В связи с нарушением священнической присяги, монашеских обетов и священных канонов Церковный суд Екатеринбургской епархии 3 июля лишил его сана. Но экс-схиигумен продолжал записывать ролики с проповедями. Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл просил его перестать изображать из себя «модного блогера», призывал покаяться. Но схимонах Сергий (Романов) и не думал о смирении. Его проповеди оставались такими же радикальными.
Епархиальный суд отлучил Сергия (Николая Романова) от церкви, однако он не спешил покидать монастырь.
И вскоре формальный повод убрать батюшку нашелся.
Аппарат уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области, проводя мониторинг видеозаписей в соцсетях, обратил внимание на ролик с проповедью экс-схиигумена Сергия (Романова), который был размещен 5 декабря на YouTube-канале. Отец Сергий спрашивал с экрана молодых людей, готовы ли они «умирать за Россию».
— Сотрудники мне об этом видео доложили. Я усмотрел в этом нарушение федерального закона ФЗ-436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью», — объяснил «МК» уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Игорь Мороков. — И обратился в прокуратуру, чтобы они дали правовую оценку этой видеозаписи.
«Правовая оценка» закончилась штурмом. Причем тучи над монастырем начали сгущаться еще в понедельник утром. Всеволод Могучев — правая рука опального отлученного от церкви схимонаха Сергия Романова — в Сеть выходил 28 декабря после 19.00. К тому моменту Могучев уже подозревал о планировавшейся операции правоохранительных органов, написал на своей странице в соцсети: «Все, кто может, приезжайте к монастырю». Приехали единицы.
Мы связались с родственницей Всеволода. «У меня есть информация о его госпитализации, но вот в какой он больнице, не сказали. Где он сейчас, я не в курсе. Конечно, мы волнуемся. Знаю, что после штурма его отвезли на допрос. Он находился в прокуратуре. Технику у него сразу изъяли. Больше ничего не могу сказать, да и опасно сейчас что-то говорить», — говорит женщина.
После обыска в монастыре экс-схиигумена Сергия задержали, ему были предъявлены обвинения по трем статьям УК РФ: «Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства», «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» и «Самоуправство».
«Мы приехали в монастырь, потому что все произошедшее для нас было столь же неожиданным, как, думаю, и для всех жителей, — пояснил руководитель административного секретариата Екатеринбургской епархии иеромонах Аркадий (Логинов). — И поэтому первое решение, которое было принято митрополитом, это благословение о том, чтобы позаботиться о людях, находящихся в монастыре. Все, что мы смогли сейчас там видеть, услышать, свидетельствует о том, что, увы, пока тот посыл мира, с которым мы были направлены, с тем желанием, чтобы оказать какую-то помощь, которая необходима, пока не воспринят теми, кто нас сегодня встретил. Но надеемся на то, что голос Церкви будет услышан, и призвание мира, к которому призывает нас Бог, будет тоже донесено. Но сегодня этого пока, увы, не случилось. Мы поговорили с людьми. К сожалению, это были люди не местные, приехавшие из Челябинской области. С ними было не очень просто общаться, но с некоторыми диалог состоялся».
Некоторое время назад мы общались с девушкой, которая проживала на территории монастыря. В монастырь ее отправляли родители, которые «относились к Романову с теплотой». Монастырь стал для девушки чем-то типа летнего лагеря, где она жила по нескольку недель. После задержания Романова мы снова с ней связались.
— Честно говоря, я не думала, что монастырь начнут штурмовать, — говорит собеседница. — Думала, епархия мирно договорится с отцом Сергием. В монастыре проживали порядка 100 детей разного возраста. Никто из них не относился серьезно к проповедям, они даже их не слушали, только делали вид. Там жили дети из неблагополучных семей, из совсем бедных или сироты, которых официально брали под опеку монахини. То есть им позволяли оформлять опеку, а потом вдруг те же социальные службы ополчились против него. Кстати, в монастыре часто проводились проверки, никаких нарушений не находили.
На вопрос, можно ли считать, что Романов организовал своего рода секту, собеседница отвечает: «Это похоже на секту, потому что каждому ребенку, да и взрослым отец Сергий внушал, что в них сидит бес, потому каждому необходимо пройти процедуру изгнания бесов. Он довольно убедительно это твердил, ему верили, особенно люди старшего поколения. У него дар убеждения есть — этого не отнять».
Почему сторонникам Романова не удалось отбить монастырь? «Сторонников у отца Сергия не так много, как кажется. В самом монастыре в основном живут пожилые женщины, инвалиды, они вряд ли могли противостоять ОМОНу. Поэтому полиции не составило труда ворваться на территорию монастыря и арестовать отца Сергия». Отметим, что и к зданию Басманного суда, где во вторник вечером для схиигумена избирали меру пресечения, пришли лишь единицы.