Весной, когда пандемия коронавируса только начиналась, а основными методами борьбы с ее распространением считались тотальные локдаун с онлайном, учащихся музыкальных школ изо всех сил пытались учить дистанционно.
Кто-то из педагогов, не имея ни достаточно мощного компьютера, ни интернет-трафика, ежедневно давал по восемь (!) уроков игры на скрипке... по телефону. А потом еще делал рассылку видеоматериала для учеников — «чтобы зарплату заплатили».
Кто-то придумал собственное ноу-хау организации дистанционного урока игры на фортепьяно при помощи подобия селфи-палки, собранной из подручных материалов. К слову сказать, данная задачка и в самом деле оказалось непростой, ибо педагогу-пианисту надо одновременно и показывать ученикам правильное расположение рук на инструменте, и держать телефон, чтобы все это транслировать.
Кто-то изобрел другие, собственные варианты дистанционных уроков в музыкальной школе— воистину, могуча и быстра народная мысль! Но вскоре стало ясно: полноценно заменить очное обучение детей музыке все эти ухищрения не могут. И осенью, когда ситуация с пандемией в ряде территорий ухудшилась вновь, был найден новый нестандартный ход.
Как на условиях строжайшей анонимности сообщила нам мама ребенка, обучающегося в музыкальной школе, «родители все вместе скинулись и сняли помещение в некоем клубе. А теперь поочередно там занимаются». Например, дочь этой женщины — по классу скрипки.
Предоставить какую-либо дополнительную информацию (в том числе, сколько семей учащихся «вошли в долю», во что им обошелся съем помещения и на каких условиях в схему вошли преподаватели) женщина отказалась категорически: «Боюсь, что нас вычислят».
Того же — только, понятно, еще сильнее — боятся и преподаватели. Во всяком случае единственный педагог, кто на еще более жестких условиях анонимности согласился подтвердить нам информацию о подпольных уроках, начавшихся в музыкальных школах, не только отказался прояснить неясные вопросы, но и настойчиво попросил не обозначать даже его пола. Что мы и делаем.
Впрочем, случаи организации подпольных занятий в музыкальных школах, как выяснил затем «МК», носят не единичный характер:
- К нам тоже были обращения по этому поводу, причем, не только от родителей, но и от педагогов, - сообщил глава Общества защиты прав граждан в сфере образования Виктор Панин. - Люди возмущаются, что музыкальные и художественные школы закрывают для личного присутствия детей, тогда как учить в дистанционном формате музыке, или, скажем ИЗО, невозможно.
С одной стороны, по словам эксперта, «понятно, что в условиях пандемии местные власти принимают такие решения по соображениям безопасности. Однако в ряде случаев эта мера представляется явно избыточной, ведь в музыкальных школах такие занятия всегда индивидуальные — в помещении находятся только педагог и ученик. Так что, если соблюдены все противоэпидемиологические требования — маски, санитайзеры и т. п. - риск заражения представляется минимальным. Местные власти зачастую просто перестраховываются — обжегшись на молоке, дуют на воду. Нужна более гибкая политика!»
Во всяком случае, подпольные занятия, организованные родителями, гораздо опаснее, чем официальные уроки музыки, считает Панин:
- Хотя родителей, которые на это пошли, можно понять, ведь полугодовой пропуск практических занятий может оказаться невосполнимой потерей – как, скажем, и в спорте. Вот они и идут на такие шаги, как организация подпольных уроков — стараются, чтобы дети избежали этих невосполнимых пробелов. Кто-то устраивает занятия на дому, а кто-то снимает специальные помещения вскладчину.