До 2020 года, как свидетельствуют результаты исследования, магистерские программы в нашей стране менялись мало — в лучшем случае, прирастали за счет отдельных зарубежных программ. Однако с пришествием пандемии и вызванной ею дистанционки ситуация стала меняться.
Прежде всего, активно пошли в ход микро-программы магистратуры — курсы, укороченные чуть ли не до объемов программ дополнительного образования. Во-вторых, в полный рост вылезла проблема непригодности для нового формата обучения состояния как технико-сервисных служб наших вузов, так и навыков профессорско-преподавательского состава. Ведь, как отметила исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова, очевидно, что механического перевода «живых» лекций и семинаров в онлайн недостаточно: «Нужны короткие лекционные материалы с интерактивными вкладками. А большая часть нашего профессорско-преподавательского состава этого не может».
Данную проблему, как свидетельствуют результаты опросов, сопровождавших исследование, усугубляет твердая убежденность наших вузовских преподавателей, что нынешний период онлайна временный, а после пандемии все вернется к тому, что было раньше. Так вот, не вернется, предупреждают авторы исследования: «В частности не будет прежней магистратура: она сохранится в гибридном формате, сочетающем онлайн-общение с преподавателями с очными занятиями!»
Впрочем, в ряде вузов это уже осознали: «Мы утратили иллюзии, что после пандемии все вернется к тому, как было, - констатировала в частности первый проректор РУДН Анжела Должикова. - Ничего не вернется!»
Раз так, то многое придется менять. Прежде всего, безнадежно устарел прежний тренд магистратуры как автоматического продолжения бакалавриата (он же — имитация курса непрерывного пятилетнего специалитета советских времен). На смену, предупредил ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко, идут два новых тренда: подготовка магистранта либо к будущей научной деятельности, либо к будущей профессиональной работе. Другими словами, больше никаких «вечных» студентов.
Во-вторых, новые магистерские программы на глазах становятся более гибкими, ориентированными на реальную экономику, и при этом короткими. Преподавать их придется по-новому, и горе тем вузам, которые вовремя этого не поймут:
- Одним из главных рисков для системы высшего образования на ближайшие годы станет разрыв в уровне подготовки профессорско-преподавательского состава и передовых технологий, на которых основаны короткие программы подготовки кадров в российских компаниях, - предупредил замглавы проектного офиса по реализации нацпрограммы «Цифровая экономика РФ» Аналитического центра при Правительстве России Андрей Воров. - А это чревато уходом студентов из вузов до завершения обучения.
К слову сказать, первые тревожные «звоночки» в этом плане уже прозвучали: «В настоящее время в магистерских программах сложился чудовищный дефицит цифровых компетенций, - констатировала директор Центра университетского партнерства, доцент Института образования Высшей школы экономики Анна Гармонова. - Это отмечают более 50% обучающихся».
Среди других нерешенных проблем — законодательная неурегулированность гибридных видов обучения студентов, безграничность онлайн-педнагрузок преподавателей и повышение эмоциональных перегрузок как тех, так и других. Губит дело и чрезмерное надзорно-контрольное давление государства на систему высшего образования, напрочь исключающее возможность оперативной адаптации программ к стремительно меняющимся требованиям жизни.
Таковы основные вызовы, возникшие сейчас перед отечественной магистратурой. «А если вызовы не реализуются в возможности, они становятся угрозой — и для вузов, и для системы высшего образования в целом»,- подытожила Аржанова.