Маски вызывают аллергические реакции и могут спровоцировать дерматит и экзему у людей с чувствительной кожей; маски очень затрудняют общение для людей, имеющих нарушения слуха. Половина опрошенных британцев признают, что маска поменяла их стиль общения. Я вновь и вновь цитирую очень благонамеренные британские статьи, которые неизменно заканчиваются призывами носить маски, ведь маски очень полезны. Но обратите внимание: здесь, по крайней мере, делается робкая попытка признания, что маски могут быть также и вредны. И — хотя, вероятно, не каждый усмотрит в этом вред — они могут менять личность.
Я не думаю, что погрешу против истины, если скажу, что подавляющее большинство людей носит маски из чувства страха. И большинство в этом большинстве носит их не из страха заразиться или заразить, а из страха перед штрафом. До той поры, пока вы хотя бы отдаете себе в этом отчет, можно считать, что ваша личность не утрачена, вы контролируете свои эмоции. Но если вы чувствуете страх и ненависть к тем, кого видите без маски, — это серьезный повод задуматься о том, что с вами происходит. Что еще гораздо хуже, такое отношение сейчас поощряется ведущими средствами массовой информации, включая федеральные телеканалы. Фактически это разжигание человеконенавистнических настроений. Вероятно, неосознанное, но от этого оно не менее опасно.
Нам много раз показывают картинки, где соблюдающие социальную дистанцию человечки в масках уменьшают вероятность заразить друг друга COVID. Но на этих благостных картинках не ставят пометку, что когда человечки снимут маски и перестанут старательно дистанцироваться — для них возрастет риск заражения инфекционными заболеваниями, поскольку их иммунитет не находился все это время в привычном фоновом режиме взаимодействия с другими людьми. Нет, я не придумала это, а прочитала исследование ученых Принстонского университета, которые из-за существующих сейчас ограничений прогнозируют в следующем холодном сезоне выдающуюся эпидемию гриппа. Вы когда-нибудь видели такую пометку на картинках с человечками?
И я знаю, что некоторые из вас думают: а разрешат ли человечкам снять маски вообще?
Это нетривиальный вопрос. Новоизбранный президент США Джозеф Байден поставил маски во главу своей избирательной кампании. Я не преувеличиваю: он действительно сравнил ношение масок с патриотизмом, проводил показательные дисциплинарные беседы с не требующими обязательного ношения масок губернаторами и мэрами (их и без того в США осталось немного), а в недавнем большом интервью сказал корреспонденту CNN, что в день инаугурации призовет всех американцев носить маски — «не навсегда, только на сто дней».
Что ж, считаем. Инаугурация у Байдена 20 января. Получается, в его представлении американцы должны носить маски до мая.
Вот, казалось бы, и нам отсечка. У меня нет сомнений, что как только хотя бы одна крупнейшая держава демонстративно откажется от масок — они полетят везде, а еще через неделю будут забыты как страшный сон.
Но не все так просто. Свеженазначенный медицинский советник Байдена Энтони Фаучи уже сейчас заявляет, что маски должны сохраняться как минимум до третьего-четвертого квартала 2021 года. Итак, возможно, что Байден собирается на инаугурации обмануть американцев, и освобождение от священных тряпочек отодвигается до осени. Но вы ведь понимаете, что будет осенью? Осенью будет сезонный подъем ОРВИ. К нему, возможно, добавится предсказанная учеными из Принстонского университета эпидемия гриппа, запущенная антиковидными мерами этого года. Мерами, которые, скажем вскользь, нигде так и не помогли, если только вы не верите до сих пор в рассказы про великий Китай, который удушил гидру в зародыше, заварив ее за металлическими дверями уханьских подъездов. К счастью, в это уже мало кто верит.
Скажите хотя бы самим себе: как долго вы готовы жить в масках? Не надевать их на время манипуляций в стерильных операционных, как в норме делают хирурги и анестезиологи, которых почему-то приводят нам в пример. А носить в далеко не стерильных общественных пространствах, согревая и увлажняя тряпочки своим дыханием. И готовы ли вы к тому, что это будут делать ваши дети? И, возможно, даже ваши жены во время родовых схваток, как это делается уже сейчас в некоторых странах, например, во Франции.
Как ни странно, довольно многие готовы это делать. Я написала, что зачастую маски носят из страха перед штрафами, но это, как и страх заражения, не вся правда. Еще маски носят как психологический оберег — из-за желания остаться незамеченным, страха перед надвигающейся «новой нормальностью», которая не признает уважения к частной жизни. Эту самую новую нормальность обещает нам, к примеру, Всемирная организация здравоохранения, которая, став архитектором пандемии, собирается теперь «остановить смертность» и «снять нагрузку с систем здравоохранения». Печальная правда, однако, заключается в том, что мерами, которые даже если в одном месте и лечат, то в другом калечат, снять нагрузку со здравоохранения невозможно. Разве только радикально уменьшив население Земли.
Не заканчивая на мрачной ноте, вернусь к самой оптимистической идее: люди не будут терпеть навязанные искажения их природы, если хотя бы одна авторитетная держава покажет, что это делать не обязательно.