- Алексей, но ведь до столицы «солнечной» Колымы «чугунку» еще не проложили…
- Железнодорожная часть моего маршрута закончилась в Нижнем Бестяхе на Лене. Потом подсчитал, что это расстояние преодолел на 27 электричках и трех поездах (ими пришлось воспользоваться на участках, где пригородного сообщения нет). А дальше, из района Якутска добирался к побережью Охотского моря по знаменитому Колымскому тракту, воспользовавшись методом автостопа.
- Долго готовились к такому трансконтинентальному рейду?
- Я увлекаюсь путешествиями уже лет семь. Но раньше колесил по дальним странам – Китай, Лаос, Вьетнам, страны Восточной Африки… Последняя моя поездка – в Гану, - завершилась в январе. С тех пор из-за коронавируса пришлось все планы зарубежных вояжей отложить на будущее. Зато появился вариант проехать, наконец, по России. Идея конкретного путешествия родилась в конце октября. На всю подготовку ушла неделя-две.
С учетом наступившего уже холодного времени года решил, что двинусь на восток по Транссибу электричками. При этом конечного пункта путешествия не стал сразу намечать, хотя была мысль о Владивостоке.
Окончательный выбор завершающей части маршрута оставил на потом, в зависимости от того, как будет складываться ситуация. Этот принцип я практиковал и во многих зарубежных путешествиях: еду вперед до тех пор, пока не почувствую, что надоедало, соскучился по дому, или не увижу, что деньги подходят к концу, - тогда поворачиваю к ближайшему аэропорту и возвращаюсь.
- Когда стартовал ваш железнодорожный рейд?
- Утром 4 ноября сел в электропоезд Москва-Владимир, с нее пересел на пригородный поезд Владимир-Вязники, потом была электричка Вязники-Нижний Новгород, дальше – до Шахуньи, потом – до Кирова…
Из путевых записей Покровского на его странице в соцсети: «Я поехал медитировать. Смотреть часами в окно... Смотреть города страны, в которой я живу, слушать неторопливые житейские разговоры, смотреть на людей, провожать осень и встречать первый снег. Я почти год никуда не выбирался, что для меня смерти подобно, хотя под боком всегда была огромная и интереснейшая страна, которую я знаю, наверное, хуже Африки».
- «Передача эстафеты» от электрички к электричке много времени занимала? По собственному опыту знаю, что далеко не везде на вокзалах стыковка в расписании пригородных поездов удобная…
- Бывали пересадки быстрые: следующая моя электричка отправлялась буквально через 20-30 минут. А кое-где приходилось по нескольку часов дожидаться. Это время я тратил, чтобы погулять по незнакомому городу, увидеть что-то интересное, характерное…
- Где ночевали?
- В гостиницах, в хостелах. На некоторых вокзалах крупных городов гостиничные функции выполняют комнаты отдыха. Это очень для меня удобно. А некоторые ночи, - по крайней мере часть их, - провел в вагоне едущего электропоезда: попадались мне и такие ночные пригородные рейсы…
- Значит, все время электричками?
- До Новосибирска добрался «на собаках» вообще без проблем. Оттуда еще с несколькими пересадками доехал до Мариинска. А вот дальше обнаружился разрыв цепочки: на участке до Боготола, - чуть более 100 км, электрички не ходят. Пришлось здесь ехать, взяв билет в плацкартный вагон поезда дальнего следования. Ну а дальше опять пригородные электропоезда: до Чернореченской, до Красноярска… Так к окончанию второй недели путешествия попал в Тайшет.
Здесь пришлось принимать стратегическое решение: куда двинуться дальше. Прикинул, что до Владивостока доехать не успеваю, слишком мало дней отпуска остается. Но ведь в Тайшете начинается БАМ, а раз так… Взял билет до Нерюнгри и двинулся по трассе знаменитой когда-то «ударной комсомольско-молодежной». А доехав до Нерюнгри решил продолжить путь уже в северном направлении – к Якутску. Так и добрался поездами до Нижнего Бестяха.
Из путевых записей: «Здесь заканчивается железная дорога. Дальше только пустота… Город Якутск находится на другой стороне реки Лены. Летом туда можно добраться на пароме, зимой по льду на машине. А вот в межсезонье только на «подушке». Это катер на воздушной подушке. Вмещает 9 человек. Система отлажена: автобусы ждут на станции. Забирают пассажиров. Везут на пристань. Пересадка на «подушку». 20-30 минут какой-то сумасшедшей ночной езды, и ты в Якутске…
Домой как-то не хочется, поэтому в голову пришла сумасшедшая идея: железная дорога, конечно, закончились, но автомобильные дороги-то есть. Вернее, одна дорога. Трасса «Колыма» до Магадана. 2000 км. Это примерно как Минск-Париж или Москва-Тбилиси. Общественного транспорта нет. Проходит через Оймяконский район, где полюс холода. Завтра попробую сделать это автостопом. Не получится - улетаю из Якутска домой».
- У вас экипировка-то подходящая была для такого вояжа на полюс холода?
- Теплой одеждой я предусмотрительно запасся еще в Москве. И если в первые дни путешествия она не особо была нужна, то дальше, попав в Сибирь, я оказался уже в настоящем царстве Деда Мороза. В Омске попал под первые снегопады, дальше зима только суровела. В Якутске уже было -20.
Местные высказали сомнения по поводу ботинок, которые на мне были надеты: мол, не для здешнего климата. Хотел было приобрести себе для предстоящего «прорыва» к Магадану настоящую зимнюю обувь – унты, но как увидел в магазине цены на такой эксклюзив - под 20 тысяч! – сразу отказался от покупки. Так и остался в итоге в своих «легкомысленных» ботинках. Минут 15 в них можно было на морозе тамошнем находиться, но если дольше, уберечь ноги от окоченения не получится.
На следующее утро переехал из Якутска опять в Нижний Бестях и занял там позицию на колымской трассе, надеясь поймать попутку.
Из путевых записей: «Сейчас, уже узнав больше информации, я понимаю, что вытянул лотерейный билет. Шансы уехать до Магадана у меня равнялись примерно нулю. На трассе есть переправа через реку Алдан, и она пока не функционирует… Машины на мою поднятую руку не реагируют. Все едут куда-то недалеко. Нахожу в интернете номер региона Магадана: 49. Даю себе еще полчаса и готов после этого ехать обратно в Якутск и лететь оттуда домой. Ноги уже замерзли. И тут в ситуацию вмешивается мой бог путешественника: едут два джипа, у первого на номерном знаке указан регион 49. Практически кидаюсь им под колеса, и они меня подбирают».
- Кто же были эти ваши спасители?
- Двое магаданских парней перегоняли в столицу Колымы купленные ими в другом регионе машины.
- А как же разрешилась проблема с упомянутой переправой через не замерзший еще Алдан?
- Мужики, оказывается, ехали, надеясь на авось: узнали по телефону от кого-то из тамошних жителей, что переправу пока официально не открыли, но на самом деле река уже стала, хотя лед еще не такой крепкий. Когда добрались туда, видим: действительно, машины не пускают, стоит закрытый шлагбаум и возле него в будке дежурный. Мои парни к нему подошли, о чем-то поговорили… В результате этот дежурный демонстративно отвернулся, а наши два джипа мимо него двинулись к берегу. Сама переправа через Алдан по молодому льду, конечно, нервы пощекотала. Хотя магаданцы меня успокаивали: это, мол, для грузовиков он еще тонковат, а их джипы наверняка выдержит. В самом деле выдержал, хотя, пока ехали через реку, казалось, что чувствую, как лед прогибается под тяжестью машины!
- Каких-то других серьезных проблем, происшествий во время путешествия по Колымской трассе не было?
- Обошлось без ЧП, хотя вариант поймать приключение однажды появился. Водитель, в машине которого я ехал, остановился, чтобы долить в бак бензин из запасной канистры. Я тоже вышел: решил ему помочь. А двери джипа захлопнулись, и электроника заблокировала замки. Дергаем ручки – без толку. На улице мороз 35 градусов! Я в своих ботиночках легковесных, а парень и вовсе в кроссовках. Несколько минут спустя подоспел второй джип. Повозились мои магаданцы с упрямой охранной техникой, поняли, что ее не уговорить и предприняли хирургические меры. Просто подсунули под нижний край задней дверцы в районе замка монтировку, поднажали… И ларчик открылся. А то, что немного дверь помята в результате, - это их, кажется, мало огорчило. «На наших дорогах все равно кузов быстро побьется!»
Из путевых записей: «Трасса «Колыма» - это дорога через местность, которая абсолютно враждебна к человеку. Не знаю, как летом, но зимой точно. Выйти из машины - это примерно как выйти в открытый космос. 10 минут, и ты начинаешь превращаться в лед. Одной машиной ехать я бы не рискнул однозначно… Просто не представляю, как была построена эта дорога. Вернее, представляю, но умом понять не могу. Едешь и мысленно рисуешь эти картины. Ты же про все это читал у Шаламова, Гинзбурга… Думаю, что на данный момент, это пожалуй, одно из самых сильных впечатлений в моей жизни. Белое безмолвие. Есть участок в 500 км, где нет абсолютно никого и ничего».
- В общей сложности эти 2 тысячи километров мы одолели за полтора суток, с одной ночевкой (спать устроились прямо в машинах, стоявших с включенными ради тепла двигателями). Вечером следующего после моего старта в Нижнем Бестяхе дня оказались уже в Магадане. Я высказал этим двоим парням-автомобилистам самую горячую благодарность за предоставленную мне оказию. О деньгах они вообще не заикались, наоборот, уже в Магадане потом, провожая меня на самолет до Москвы, вручили местные сувениры: икру, рыбу…
Из путевых записей: «Магадан - город с тяжелой историей и с прекрасными людьми. Вокруг сопки. Наверху, где была транзитная тюрьма, из которой отправлялись этапы по всей Колыме, монумент «Маска скорби». Тяжелое впечатление...
На берегу бухты стоит кофейня и сюда приезжают жители, чтобы посидеть в машине, выпить чашечку и полюбоваться пейзажем. Это для меня непостижимо: Магадан, где люди, наверное, способны убить вилкой медведя за косой взгляд, и вот такое любование пейзажем с порцией эспрессо. Интересный формат заведений - «шашлычная». Меньше бутылки не подают. Можно (и нужно) прийти со своим. Цены высокие. Порция шашлыка 600 руб. На улице, если видят, что ты не местный, могут подойти и предложить помощь. Вообще, разговаривать с людьми в Магадане очень приятно, познавательно и душевно».
- Как там, в сибирских, дальневосточных краях коронавирусная тема ощущается? Противоэпидемические меры сограждане блюдут?
- С этим все, по моим наблюдениям, четко. В городах, в поселках люди соблюдают в публичных местах масочный режим. В электричках тоже видел практически всех окружающих в масках. Контролеры билетные, проходя регулярно по вагонам, следили, чтобы никто не вздумал нарушать.
- Общению это не мешало? Не шарахались от вас люди при попытке с ними заговорить на близкой дистанции?
- Общение с местными – одна из привлекательных для меня сторон путешествия. И в нынешней поездке никаких дополнительных проблем эпидемическая обстановка не создала. За те долгие часы, что я провел в электричках и поездах, довелось поговорить со многими попутчиками. Среди них были совершенно удивительные персонажи – люди диковинных для нас, жителей Центральной России, профессий. Например, однажды пообщался с парнем, который на вопрос, чем он занимается, ответил: «Я шишкобой». То есть в тайге сбивает с деревьев шишки с созревшими кедровыми орехами. Как-то делил комнату в хостеле с вахтовиком-золотодобытчиком…
Запомнилась тетушка в поезде, которая везла в Красноярск корзинку с живым енотом. «Зачем вам енот?» «Домой везу, у нас два таких зверя жили, один помер, теперь купила в Новосибирске оставшемуся пару, а в самолет с этим живым багажом без специальной справки не пускают. Вот и еду который уже день по железной дороге».
- В общем, подводя итог, - ваш поход удался?
- Путешествие длилось три недели. Я очень доволен и полон впечатлений. Тут впору вспомнить старую поговорку: не было бы счастья, да несчастье помогло. Если бы не нынешний ковид, заперший все внешние границы, я бы не совершил первое в жизни большое путешествие по России, не увидел бы столько удивительного, красивого, не познакомился бы со многими чудесными людьми.