"Придя к вере, Кинчев потерял в себе творца"

Почему я начал смотреть канал "Спас"

Я опять увидел этот фильм, любимый фильм, такой важный, из самой моей юности — «Чучело». И не мог оторваться, конечно, досмотрел до конца. Но на каком канале его показали? Оказалось, на «Спасе». Сначала я удивился, ведь никогда раньше его не включал, там не останавливался. А потом понял: именно на «Спасе», только на «Спасе»! Ведь «Чучело» — абсолютно христианский посыл, проповедь. Она взяла чужую вину на себя, а потом ее гнали все, издевались все — толпа. И она несла это в себе и не предала никого. А еще она была на костре… Это и есть христианство.

Почему я начал смотреть канал "Спас"

Вот как в глухое советское время создавали, снимали такие фильмы? «Чучело» Ролан Быков снял в 1983 году. А «Старший сын»? А «Восхождение» Ларисы Шепитько, где Борис Плотников, светлой памяти, сыграл — нет, прожил это восхождение!..

Я стал смотреть канал «Спас». Теперь только его и смотрю, да. Все остальное ушло куда-то на второй, на третий план — все эти ужасы нашего городка, смех без причины нашего городка, политические крики, всхлипы… Есть «Спас», и больше ничего.

Я думал, дурак, что это канал официозный, пафосный. Что там людям внедряют православие, как Екатерина картошку: учи, долби, внимай и даже не оглядывайся на существующую вокруг жизнь. Я был не прав.

Оказалось, это канал живой, разговаривающий со всеми нами. Да, спорящий, доказывающий, но сомневающийся. А какие там батюшки! Чудо, а не батюшки. Понимаю, есть иерархи-стяжатели, которых власть выбрала по своему образу и подобию. Но разве это заменит нам Веру? Разве это заменит нам Бога? А батюшки на «Спасе» — умные, современные и такие светлые к тому же. Я понял, что на «Спасе» вижу то, казалось, недостижимое, ту мечту, которая чудилась, мерещилась… Но вот она, есть! Пусть и только по телевизору.

Здесь на «Спасе» внимательны к чужому мнению, не такому, как у тебя. И программа «Не верю!» тому подтверждение. Самые разные, замечательные неверующие люди — от Владимира Познера до Константина Богомолова — там спорят с батюшками, и спор этот самого высшего порядка. Никто не кричит, не перебивает друг друга — да, они умеют слушать, дают всем высказаться, нет никакого табу. И в споре рождается истина.

Еще там есть Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ. Эта должность у него в церкви такая официозная, а сам он совершенно нормальный, адекватный, прекрасный собеседник. Есть у него программа «Парсуна», в переводе с латинского — «Персона». Я видел выпуск с Константином Кинчевым. Они на «ты» — рокер на все времена и высокий чиновник от патриархии, потому что Легойда сам в душе рокер, безусловно. Вы вообще понимаете, что такое Кинчев, кем для нас была «Алиса»? В 80-е он был круче Цоя, точно. Это были великие песни: «Красное на черном»… Но тогда, когда он был так крут, из него это все перло, — он, Кинчев, был язычником, даже дьяволистом. То есть грешником. И огромным рок-музыкантом.

А потом он пришел к вере. Стал глубоким, умным человеком, соблюдающим по возможности постулаты. Но почему-то, придя к вере, творец в нем куда-то вышел, и, может, даже навсегда. Я не понимаю, что Константин делает последние 25 лет. Просто играет концерты по инерции, пишет песни по инерции, зарабатывает деньги. Ну да, у него большая семья, он православный человек. Вот ведь какая случилась с человеком метаморфоза. Да, «наш президент не пьет и не курит — лучше бы пил и курил». Зато в отличие от многих своих собратьев-рокеров Константин Кинчев, слава богу, жив, более-менее здоров, православие ему в помощь. И теперь главное для него, наверное, уже не музыка, не стихи и не песни, а вера, которую он обрел.

И таких вопросов на «Спасе» поднимают очень много, которые сразу, в одночасье, нам не решить. Стоит просто задуматься, понять, простить. И есть еще Глеб Глинка, муж незабвенной Лизы, который тоже ведет на «Спасе» душеспасительные беседы. Хотя есть и Аркадий Мамонтов, ушедший с госканала «Россия-1» пропагандист, — он и на «Спасе» в своем репертуаре с его историей. Ну и сюда же перебрался наш любимый Никита Сергеевич Михалков с «Бесогоном». Он здесь к месту.

Вот такое духовное излечение дает нам «Спас». И смотришь его, словно погружаясь в нирвану, в какую-то чистую долину, а вокруг… Вокруг бесы, их так много. Они кичатся своим неверием, агитируют всех за неверие, да так лихо, так талантливо. У них уже много поклонников — мелких бесов.

Понимаю, это бесовство идет от несовершенства самих церковников. Ну да, они же люди, грешники, и ничто человеческое… Они, церковники — отдельные, конечно, очень отдельные, — дают повод: своим стяжательством, нанопылью, дорогущими часами, еще более дорогущими тачками, пьяными выходками, наездами на людей… Но еще раз: разве это отменяет веру, Бога?

Просто ровно так же было в XIX веке и в начале XX, когда религию, православие в грош не ставили великие умы, медийные персоны того времени. А потом бесы взяли власть, крушили церкви, убивали священников, а народ-богоносец оказался Иваном, не помнящим родства. Вот так же может быть и сейчас. Вы не чувствуете, не осознаете?..

Но хватит разглагольствовать — лучше посмотрите «Спас» и обрящете.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28436 от 9 декабря 2020

Заголовок в газете: «Спас» во спасение

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру