Ведомство разработало проект поправок в Уголовный кодекс. Попытка отца спрятать чадо от матери (и наоборот) вопреки решению суда станет преступлением.
Решения российских судов об определении места жительства ребенка не исполняются. Чаще в замкнутый круг попадают матери. Отец после развода банально похищает их общего ребенка, увозит либо в неизвестном направлении, либо - если лень путать следы - просто к себе домой. Блокирует все попытки мамы общаться с сыном или дочерью. Женщина идет в суд с иском, в 95 процентах случаев выигрывает дело. Но заставить родителя-похитителя отдать ребенка не могут даже приставы.
Способов давления на родителя, не желающего по доброй воле исполнять решение суда, в арсенале приставов сейчас немного. Это исполнительский сбор - семь тысяч рублей, административный штраф - от 500 до 1000 рублей по сложившейся практике. Еще можно закрыть домашнему тирану выезд за границу. Но это и раньше-то мало кого останавливало. А в пандемию и вовсе выглядит как неуместная шутка.
Масштаб проблемы признал и ЕСПЧ. Минюст приводит в пример постановление по делу «Муружева против Российской Федерации». Истица почти четыре года не может забрать детей, которые должны жить с ней по решению суда. Страсбургский суд заключил, что бездействие российских компетентных органов нарушает Конвенцию о защите прав ребенка и пагубно влияет на психическое и физическое здоровье детей.
Минюст признает бессилие нынешнего закона и приводит грустную статистику. «В 2019 году на принудительном исполнении в территориальных органах ФССП России находилось 837 исполнительных производств об отобрании и передаче ребенка и определении места жительства ребенка, за 8 месяцев 2020 года - 517 исполнительных производств», - поясняют в ведомстве.
Чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, Минюст предлагает радикальные меры. Неисполнение решения суда о передаче ребенка станет уголовным преступлением. Дополнить новым пунктом ведомство планирует 315 статью УК. В качестве наказания будет предусмотрен штраф до 50 тысяч рублей, исправительные работы на срок до года, арест до трех месяцев или лишение свободы до одного года.
Серьезное ужесточение закона разработчики поправок связывают с тем, что чаще всего детей родители не отдают с прямым умыслом – помучить «бывшего», не думая при этом о судьбе ребенка.
«Умышленное неисполнение должниками судебных решений с требованиями об отобрании или передаче ребенка после привлечения к административной ответственности нарушает конституционный принцип исполнимости судебного решения и умаляет авторитет судебной власти, а также нарушает права взыскателя на эффективную судебную защиту, которая не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется», - отмечает Минюст в пояснительной записке к поправкам.
Юристы назвали инициативу Минюста правильной и необходимой. По словам специалистов по семейным спорам, изменения в законах по вопросам отношений родителей и детей назрели давно. «Нарушителям закона должно грозить реальное лишение свободы - иначе проблему не решить», уверены эксперты.
- Я убеждена, что такие поправки нужны, - говорит юрист Анна Фролова. - Нет никакой возможности воздействовать на родителя, который по сути похитил ребенка. Когда мы подаем иск об определении места жительства ребенка, это чаще всего именно случай похищения. Мать получает решение суда и потом долго пытается ребенка забрать. Идет к приставам, в органы опеки. Но приставы перегружены, у них огромное количество таких исполнительных листов. А органы опеки чаще всего к отцу домой не выходят. Просто звонят по телефону, а он не берет трубку. Как максимум - опека соберет комиссию, ему вынесут штраф 500-1000 рублей за неисполнение решения суда. И все. Решение суда должно иметь вес.