Аргументация все та же: расширение масштабов перехода школ на дистанционку, а с ней и падение качества обучения детей. И как итог — неоправданно высокий стресс, с которым неизбежно столкнутся выпускники при сдаче ЕГЭ. Плюс изматывающее состояние неопределенности. Короче, Единые госэкзамены надо отменять — хотя бы как обязательные для всех. А то, что, едва прознав об этом, дети сразу перестанут учиться, неважно –—что называется, гулять так гулять!
Власти неоднократно давали понять, что данную народную инициативу не поддержат, и лишь обещают до конца года обозначить сроки проведения итоговых испытаний. Между тем общественный омбудсмен в сфере образования Амет Володарский убежден: в обозримом будущем ЕГЭ отомрет сам собой. А первым шагом в этом направлении могут стать электронные портфолио школьников.
Сейчас в Минпросвещения верстается новая концепция по реформированию системы образования в России. И в ней могут появиться строки о необходимости заменить Единый государственный экзамен электронным образовательным портфолио учащегося (IT-passport). А то у нас ребенка начинают пугать предстоящими экзаменами с самого прихода в школу, тогда как индивидуальные особенности и склонности учеников не учитываются. А портфолио, в противовес ЕГЭ, будет концентрировать именно достижения. Если, например, ученик увлечен литературой, а по математике его успехи не так убедительны, то в ИТ-паспорт попадут лучшие сочинения, результаты переводных экзаменам, всероссийских проверочных работ, рефераты именно по сильному предмету. Нужно поддерживать желание учеников развиваться, реализовывать себя не только раз в году, больше внимания уделять творческой стороне. А вузы смогут на основе портфолио более объективно оценить уровень подготовки будущих студентов, их заинтересованность в получении профессии.
Идея, озвученная экспертом, крайне любопытна. Однако еще любопытнее, что естественную смерть такого крупнейшего образовательного госпроекта последних десятилетий, как ЕГЭ, он связал с новым любимым детищем властей — созданием цифровой образовательной среды. Вот уж действительно: король умер — да здравствует король!
Цифровизация школы, предрекает Володарский, «изменит подход к оценке знаний ребенка, и тогда Минпросвещения будет буквально вынуждено заменить ЕГЭ электронным портфолио учащегося и тем самым, образно выражаясь, отказаться от сохи и пересесть на трактор. Мы видим, что предложенная нами идея создания портфолио, аккумулирующего все основные достижения ребенка в разных сферах, будь то спорт, волонтерское движение, художественная школа, физика или химия, уже вошла в новую концепцию развития образования, разработанную Минпросвещения на ближайшие годы. Я очень рад, что пусть и таким образом, но наши предложения все же были приняты».
Портфолио, сменившее ЕГЭ, должно работать так: ребенок или его родители смогут предоставлять доступ к информации обо всех достижениях за время учебы в школе любым вузам или другим организациям, которым захотят. А вуз на основе этой информации подберет самых подходящих абитуриентов. При этом данная историческая замена, по прогнозам омбудсмена, — дело обозримого будущего: «В лучшем случае это произойдет уже через три-четыре года, а в худшем — лет через десять, когда технологии уж точно будут таковы, что электронное портфолио ребенка сможет сыграть роль вступительных экзаменов».
Время пошло!