Если за рубежом лингвистические познания россиян оценивают как однозначно низкие, то внутрення картинка, как показал недавний общероссийский опрос школьных учителей иностранных языков, противоречива. Около половины педагогов считают, что уровень знаний наших школьников растет, сообщил руководитель спецпроектов Образовательного союза Евгений Антонов. Однако еще столько же прогресса не видят, а каждый третий сетует на нехватку языковой практики.
Если ориентироваться в оценке знаний школьников на такой, казалось бы, объективный показатель, как итоги ЕГЭ, всё выглядит хорошо. Доля высокобалльников, в зависимости от языка, ежегодно составляет 39-45%. Средний балл по самому популярному, английскому, языку также достаточно высок: в 2018 году он составил — 69,2; в 2019 году — 73,8; а в 2020 — 70,9 баллов. При этом дети сейчас, впервые в истории нашей страны, стали лучше понимать речь на слух: свою роль в этом, надо думать, сыграл широкий доступ к фильмам и видеороликам на языках, как теперь принято говорить, наших партнеров. А все же оснований для оптимизма по поводу изучения иностранных языков в российской школе нет.
Ну о каком оптимизме можно говорить, если ЕГЭ по иностранным языкам традиционно сдают лишь около 10% самых мотивированных выпускников школы, тогда как качество знаний остальных 90% так и остались на допотопном уровне «читаю и перевожу со словарем»? (Или, называя вещи своими именами, «буквы знаю, могу сложить их в слова, а затем найти эти слова в словаре»).
Однако главное даже не в этом. «Популярность иностранных языков в России действительно растет, - констатировал член жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников (г. Москва), главный редактор журнала "Английский язык в школе" Алексей Конобеев.- Но в последнее время отмечается резкий рост популярности курсов иностранных репетиторов».
Вывод очевиден: спрос россиян на знание иностранных языков удовлетворяет не школа, где этот предмет преподается за счет государства, а частник, которому надо платить из семейных средств. Так сказать, «любой каприз за ваши деньги!» При этом уже упоминавшийся опрос учителей обозначил основные направления, по которым школа проигрывает частнику. Тут и плохая материально-техническая база, и нехватка в школьных программах учебных часов, отведенных на изучение иностранных языков. Каждый четвертый школьный педагог объясняет отток учащихся к частникам и умножение рядов последних крайне ограниченным объемом изучения иностранных языков в школе и еще примерно столько же — тем, что «у репетиторов хорошие методики и индивидуальное обучение». 45% считают, что школе не хватает языковой практики, а 28% - что там слишком большие группы учащихся с разным уровнем владения языком в одном классе и нет индивидуальных занятий.
Очевидно, что официальное обучение детей проигрывает неофициальному по всем направлениям, буквально выталкивая семьи школьников в небескорыстные объятия репетиторов. Однако главная проблема — отсутствие мотивации школьников к изучению этого предмета, о чем заявили 45% опрошенных. А она с недавним решением об отказе от обязательного ЕГЭ по иностранным языкам и введения в программу второго иностранного языка лишь усугубилась.
Конечно, школьная программа не безразмерна, а лимит по учебным нагрузкам детей исчерпан уже давно. Но выход есть, считает профессор Московского государственного лингвистического университета Олег Радченко: «Есть опыт европейских стран. Например, в Германии с 5-го класса проводится ранняя профориентация школьников с распределением детей по школам, где оставшиеся 7-8 лет учебы они будут изучать в основном предметы, нужные им в профессиональной деятельности».
Отчего бы тем же путем не двинуться и нам?