Экс-мэр Архангельска рассказал о смерти сына: "Деньги не спасли"

Александр Донской: "Наша история вскрыла целый ряд проблем в системе здравоохранения"

В четверг в Архангельске похоронили Александра Донского, сына бывшего мэра города. Донскому-младшему было 29 лет. Бизнесмен скончался от малярии, тогда как врачи лечили его от COVID-19. Настоящий диагноз распознали слишком поздно.

Отец умершего, Александр Донской-старший, в прошлом мэр Архангельска, теперь знает, что в разгар пандемии коронавируса пациента с другими заболеваниями не спасут ни деньги, не связи. Мы поговорили с ним о трагедии.

Александр Донской: "Наша история вскрыла целый ряд проблем в системе здравоохранения"
Александр Донской-младший. Фото: vk.com/adonskoy

Интернет забит предложениями отдыха на новогодние праздники. Одно из популярных направлений – остров Занзибар в Танзании. Туристов заманивают красивыми картинками с белоснежным песком и теплым океаном. Вылет осуществляется из Москвы и 60 городов России. Курорт работает по системе «все включено». Неделя отдыха на двоих обойдется от 280 тысяч рублей.

Звонок в турфирму.

- Танзания сейчас в топе популярных направлений на новогодние праздники у россиян. Практически все туры раскуплены, поторопитесь с бронью, — заманивает сотрудница компании.

О прививках и каких-либо рисках собеседница не обмолвилась.

- Занзибар не входит в рейтинг опасных стран, где можно заразиться. Путешествовать туда безопаснее, чем в тот же Египет или Тунис, - объясняет девушка. - Если волнуетесь, можете для себя сделать прививку от желтой лихорадки, но наши туристы этим не заморачиваются.

- От малярии надо прививаться?

- Шанс заразиться минимален. Официально никакие прививки для въезда в Танзанию не требуются.

Собеседница вряд ли слышала историю Александра Донского. В противном случае, диалог мог быть другим.

«Мой сын – не единственная жертва»

Александр Донской-старший в четверг вылетел в Архангельск на похороны своего сына Александра. Накануне мы связались с мужчиной.

- Я, наверное, много лишнего наговорю на эмоциях, но вы меня тормозите, если что-то не так. Просто я впервые столкнулся с ситуацией, когда ничего не мог предпринять. Не спас сына, несмотря на деньги и связи. Понял, что подобная трагедия может произойти с кем угодно, никто и ничто не поможет, - начал разговор Александр. – В эпидемию коронавируса родные умершего могут даже не узнать, от чего умер их близкий. Им скажут - ковид, значит, ковид. Затем похоронная мафия разведет их на деньги. 

Чем проще человек, тем сложнее ему докопаться до истины. У меня больше возможностей, но и я столкнулся с жесткой несправедливостью. Я рассказываю про свою боль, хотя понимаю, что изменить ничего нельзя. Но, может, кого-то удастся спасти.

Возможно, мой сын – не единственная жертва. Недавно со мной связалась женщина. Она написала мне в соцсети: «Я сегодня хороню дочь. Ей было 15. Она умерла от малярии. Мы тоже отдыхали в Занзибаре».

- Перед поездкой в Танзанию вашего сына не предупреждали, что есть шанс заразиться?  

- Нет, туроператоры никого не предупреждают. Им важнее продать путевки. Это при том, что в Африке, кроме малярии, есть еще желтая лихорадка, другие заболевания.

Я ведь тоже по наводке сына махнул в Танзанию, когда он возвращался. Мы немного разминулись. Перед вылетом сотрудники турфирмы рекламировали Занзибар, как райское место, показывали картинки сказочных пляжей. Я поинтересовался насчет болезней. Сын, кстати, тоже спрашивал. У него большая семья, пятеро детей, Саша не мог подвергать себя риску.

Ни ему, ни мне ничего не сказали насчет прививок. Утверждали, что все спокойно. В Интернете тоже не нашел информации, только общие сведения: комары, от которых заражаются, зимой не активны, заразиться могут только те люди, кто там долго живут. В отзывах туристов тоже ничего страшного не нашел. Сейчас такая жизнь, что люди выкладывают в Сеть только радостные фото, плакаться не модно.

- Много сейчас русских там?

- Местные туроператоры рассказывали, что сейчас летят в основном русские. Вы не представляете, какие огромные самолеты из России летают на Занзибар. Наши туристы на прилете стоят в очереди на паспортном контроле по 4 часа. При мне одна женщина упала в обморок. Но нас не информируют об этих сложностях при покупке тура. 

«При непонятных ситуациях диагностируй ковид»

- Сын полетел на Занзибар с семьей в начале ноября, - продолжает Александр Донской. - Он хорошо отдохнул, проблем не возникло. Загорали на пляже, взяли стандартный набор экскурсий – остров черепах, сафари-парк.

- Сколько стоила путевка?

- Сейчас цены на Занзибар завышены. Спрос превышает предложение, за такую поездку и миллион можно отдать. Но сын не стал выкладывать какие-то безумные деньги. Летел эконом-классом, гостиницу брал относительно недорогую. Не знаю, сколько он потратил денег, могу сказать про себя. Я платил 20 тысяч в день за номер в отеле, где жил с женой и ребенком.

- Александр почувствовал себя плохо уже по прилету?

- Нет. Болезнь развивается постепенно, не сразу. Он прилетел из Занзибара в Москву. Через несколько дней отправился в командировку в Казань, оттуда в Ижевск, потом в Воткинск, где провел встречи по бизнесу. Затем вернулся снова в Ижевск, и там, в гостинице почувствовал себя плохо. Думал, что отравился. Поднялась температура, из симптомов – понос, рвота.

- Врача вызывал?

- Дважды вызывал частную «скорую». Ему сбивали температуру, ставили капельницы. Потом к нему приехала его мать, моя бывшая жена. К тому времени, у него началась лихорадка, его трясло, температура поднялась выше 40 градусов, он начал распухать, тело отекло. Вызвали уже обычную «скорую». 

Врачи сразу, на глаз, поставили диагноз - COVID-19, хотя при вирусе нет таких симптомов. К тому же мы предупредили, что сын уже переболел коронавирусом, у него есть антитела. Тем не менее, Сашу направили в ковидный госпиталь, где через каждые два часа ему давали жаропонижающие. КТ легких показало всего 8 процентов поражения. Тест на коронавирус тоже взяли, но в Ижевске результаты анализов делают семь дней. После его смерти нам выдали заключение о смерти, где указано: отек мозга, вызванный малярией. 

- Почему не смогли сразу установить диагноз?

— Это вопрос к нашей медицине. У врачей сейчас так: в любой непонятной ситуации ставь "ковид". Видимо, медики не до конца знают, как диагностировать COVID-19. Второй момент, как бы гнусно и грустно это ни звучало - за ковид ведь доплачивают.

- Что происходило после госпитализации вашего сына?

- Его положили в ковидный госпиталь №2. Мы понимали, что-то здесь не так. Подключили знакомых, добились перевода в инфекционную больницу №6. Но и там его положили в ковидное отделение. Врачи продолжали настаивать на коронавирусе. Через некоторое время только один доктор, с которым мы консультировались по телефону, предположил: возможно, Саша подцепил какую-то африканскую инфекцию. К нему прислушались врачи из Ижевска.

- Что говорил сам сын?

- Перед госпитализацией он отдал телефон маме, потому что не мог уже говорить. Я понял, что дела плохи, ведь раньше он никогда не расставался с телефоном. А тут поехал в больницу и отдал. 

- Чем его лечили?

- Насколько я знаю, жаропонижающими. И только за три часа до его смерти в больнице наконец поняли, что у него малярия. Но нужных препаратов в клинике не оказалось. Мы кинулись искать лекарства. Бросили клич по знакомым. Нашли только в Москве.

Я тут же отправил человека, который должен был доставить препарат из Москвы в Ижевск. Пока он летел, сын скончался. Если бы сразу у Саши диагностировали малярию, мы бы успели его транспортировать в Москву. Мы ведь готовы были выложить огромные деньги за санитарную авиацию, чтобы транспортировать Сашу в столицу. 

Александр Донской-старший, экс-мэр Архангельска

Наша история вскрыла целый ряд проблем в системе здравоохранения: отсутствие диагностики, лекарств, профессионализма врачей. Саше даже не могли провести некоторые манипуляции. Когда у сына отказывали почки и печень, его не подключили к аппарату гемодиализа.

- Вы думаете судиться с врачами?

- Это ничего не изменит. Найдут крайнего, накажут, а что дальше? Сейчас я вижу, что в соцсетях выставляют хештеги «спасибо врачам», народ пишет позитивные посты в адрес медиков, жалеют докторов, что те работают на износ. Не спорю, самоотверженных много. Но среди медиков есть такие, которые просто не понимают, как правильно диагностировать болезнь, как лечить человека, не способны отличить ковид от другой инфекции. 

Из досье "МК": "Александр Донской был мэром Архангельска с 2005 по 2008 годы - ранее он руководил сетью продовольственных магазинов. Выборы мэра независимый кандидат Донской выиграл у единоросса. В 2006 году против Донского было возбуждено уголовное дело за использование заведомо ложного документа - речь шла о дипломе Северной академии предпринимательства, который, как считали следователи, Донской получил без прохождения курса обучения.

В 2008 году Александру Донскому по делу о поддельном дипломе дали три года условно без права занимать выборные должности в течение двух лет, таким образом он не смог участвовать в следующих мэрских выборах.

Донской пытался идти в Госдуму по списку "Яблока", но тогдашний глава партии Сергей Митрохин заявил, что потенциальный кандидат скрыл от яблочников судимость 1992 года по статье "Грабеж", о чем Митрохину сообщили в МВД. Донской же обвинил Митрохина в том, что тот поддался "давлению из Кремля".

«Найдут козла отпущения, поставят галочку, на этом все закончится»

- После смерти сына стали происходить странные для меня вещи, - продолжает Донской-старший. - О смерти Саши его маме сообщила ночью врач. Через короткое время раздался звонок от сотрудницы морга. Моей бывшей жене показалось, что дама была не трезва.  

Она сказала, что тело Александра лежит в черном мешке: приезжайте и забирайте. Я связался с той женщиной. Она настойчиво советовала хоронить только через определённое ритуальное агентство, предупредила, что нам могут звонить другие ритуальщики-мошенники. Так и случилось. 

Таким образом я узнал, что сотрудники морга продают телефоны родственников умерших в ритуальные конторы. Те, в свою очередь, навязывают услуги, манипулируют людьми, которые находятся в тяжелом состоянии. Это настоящая мафия, которая делает деньги на трупах.

Утром я пришел в морг, попросил показать тело сына. Мне заявили, что он ковидник, мешок открывать нельзя. На мои возражения, что он скончался от малярии, не отреагировали. Со мной разговаривали по-хамски. Пришлось заплатил деньги работнику ритуального агентства, чтобы тот позволил посмотреть на сына. Тело Саши было обезображено, мы с женой его не узнали.

- Ранее вы никогда не слышали о ритуальной мафии?

- Я слышал, но сам впервые столкнулся. Вообще, вся эта история заставила меня о многом задуматься. Может, у нас есть люди, которые умирали вовсе не от коронавируса, а их родные об этом не знали? Мы же не знаем, сколько людей посетили Занзибар во время пандемии. Вдруг кто-то тоже скончался от малярии или желтой лихорадки, но врачи не диагностировали заболевание.  

- После смерти сына, вы звонили в турагентство, где покупали путевку?

- Девушка из турагентства, которая отправила сына на Занзибар, много лет сотрудничала с Сашей. Сын мне тоже ее рекомендовал. Она высказала соболезнования в сообщении, написала, что он ей приснился. Я только спросил ее: «Ты чувствуешь свою ответственность?» Она промолчала. Понимаю, она переживает, напугана, вдруг я стану судиться. Но я прямо заявляю - не хочу, чтобы кто-то из-за нас страдал. Допустим, попадет под раздачу эта девочка или врач, потом какой-нибудь чиновник поставит галочку для отчетности и все забудется, сына я не верну.

- История уже получила огласку. Следствие не заинтересовалось этим делом?

- Маме Саши звонили из полиции, как только появилась информация в СМИ. Сказали, что они планируют проводить проверку, хотят допросить семью. Я не против, расскажу, что знаю. Только не хочу, чтобы нашли крайнего, козла отпущения. Хотя мама Саши считает, xnj необходимо судить тех, кто виновен в смерти сына.

- Если не проводить проверку, то систему не изменишь. Уж вам-то, как бывшему чиновнику не знать такие вещи.

- Систему и так не изменишь, но повлиять на проблему можно. Когда я работал в этой системе, видел недофинансирование. Сейчас на недофинансирование наложился коронавирус. Мы живем во время чумы.  Всем сейчас непросто – чиновникам, врачам. Но что-то делать надо. Надеюсь, на нашу ситуацию обратят внимание Министерство здравоохранения и чиновники из туристической отрасли.

В четверг Александра Донского-младшего похоронили в Архангельске. Члены семьи, которые отдыхали вместе с ним на Занзибар, сдали тест на малярию. Инфекции ни у кого не обнаружили.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28428 от 30 ноября 2020

Заголовок в газете: Все COVID, где есть некролог

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру