По мнению сенаторов застройщики из-за напора потребителей терпят бедствие. Виноват во всем пресловутый закон «О защите прав потребителей». Иски дольщиков по поводу низкого качества жилья – кривых стен, «хлюпающего» ламината, не вовремя подведенных коммуникаций, искрящей проводки, - суды рассматривают по правилам именно этого закона. А он, как известно, кость в горле даже для самого крупного бизнеса.
- По закону «О защите прав потребителей» суды взыскивают с застройщиков по одному проценту от стоимости товара за каждый день просрочки удовлетворения требования потребителя в добровольном порядке. То есть речь идет о проценте от стоимости всей квартиры, а не выявленных недостатков, - сетует член Совета Федерации Сергей Лукин.
Как пояснил парламентарий, претензию покупателя застройщик должен по закону рассмотреть за 10 дней. После этого включается счетчик неустойки. Этим пользуются нечистые на руку юридические фирмы, которые расклеивают рекламу своих услуг с текстом: «Взыщем через суд недостатки жилья с застройщика» - прямо на стройплощадках. У таких юристов, как заявил Сергей Лукин, есть свои прикормленные эксперты. Они составляют смету стоимости устранения недостатков так, как угодно заказчику.
- На суд с апелляцией и кассацией в среднем уходит шесть-восемь месяцев. По одному проценту в день – это получается неустойка больше, чем стоимость самой квартиры. Плюс к этому с застройщика взыскивается штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной потребителю. Все это создает угрозу финансовой устойчивости застройщиков, - говорит Сергей Лукин.
Чтобы перетянуть одеяло на сторону строительного бизнеса, сенаторы предложили ввести в закон «О защите прав потребителей» новый раздел о спорах в сфере строительства жилья. В нем может быть прописано ограничение по размеру максимальной неустойки и возможности взыскивать штраф в пользу потребителя за несговорчивость строительной компании-ответчика.
Еще одно предложение законодателей, которое серьезно усложнит перспективы успешной тяжбы для недовольных покупателей квартир – отказаться от привычных СНиПов. Сенаторы поясняют, что строительный бизнес сам разрабатывает правила, как строить и из чего. Жесткие требования государственных строительных правил, по которым отклонение в толщине штукатурки на пару миллиметров – уже повод для претензий, - застройщикам слишком обременительны. По сути дела в сфере стройки идут по сценарию пищевой промышленности. Например, есть ГОСТ на докторскую колбасу. В нем четко сказано, что в ней должно быть и, главное, чего быть не должно. А есть ТУ, которое производитель составляет сам и в котором имеет полное право прописать бог знает какую рецептуру: хозяин-барин.
Минстрой двумя руками идею сенаторов не поддерживает, но и не отвергает. Ведомство нашло компромисс: прописать в законе перечень критичных недостатков вновь отстроенного жилья. А вот Роспотребнадзор вообще проблемы потребительского экстремизма не видит и не понимает, с чего это вдруг застройщики так запаниковали. По словам начальника Управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олега Прусакова, динамика жалоб дольщиков на качество квартир в новостройках идет на спад. По данным Верховного суда в 2019 году в судах было 28192 дела по искам дольщиков, годом ранее – 31 тысяча. Также Роспотребнадзор подсчитал среднюю сумму выигрыша по делам против застройщиков. Это 294 тысячи 925 рублей. Этой суммы явно не хватит для исправления кривых стен и потолков. Позицию санитарного ведомства разделяет и Генпрокуратура. Как заявил старший прокурор Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры Алексей Зарецкий, «по поводу снижения неустойки мы против. Дома действительно сдаются в ненадлежащем состоянии. Если снизить ответственность для застройщика, можно создать ситуацию, когда виновному лицу выгоднее дать компенсацию, чем построить дом надлежащего качества». Один из вариантов – лицензировать деятельность по строительно-технической экспертизе.