Гази Исаева обвиняют в том, что в 2010 году он лично подвез смертницу на автостанцию в Кизляре, откуда она выехала в Москву, где совершила теракт в метро. По информации Следственного Комитета, он также в 2009-2010 годах неоднократно перевозил по территории Дагестана участников запрещенной в РФ террористической группировки «Имарат Кавказ», а также информировал боевиков о готовящихся против них спецоперациях. Причем он и сам, как утверждает следствие, состоял в этой террористической организации. То есть мог действовать не только ради личного обогащения, но и из идейных побуждений.
Напомним, что 29 марта 2010 года на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» произошли подрывы террористок-смертниц, в результате чего погибли 39 и были ранены более 100 человек. Организатором терактов был назван один из лидеров бандподполья Магомедали Вагабов.
Помимо соучастия в этом преступлении, дагестанского полковника могут подозревать также в организации убийства. Как сообщает телеграм-канал «Спросите у Расула», речь идет об убийстве в 2010 году замглавы Центра «Э» МВД Дагестана Шевкета Куджаева.
Обращают на себя внимание также драматические обстоятельства, при которых Гази Исаев в 2010 году возглавил полицию Кизлярского района. Предыдущий начальник Кизлярского отдела МВД Виталий Ведерников погиб 31 марта 2010 года во время теракта. В тот день в городе произошел подрыв автомобиля с террористом-смертником. Ведерников и Исаев, в то время занимавший должность заместителя начальника отдела криминальной милиции, прибыли на место происшествия. Но потом Исаев куда-то отъехал, а остававшемуся на месте Ведерникову подошел переодетый в милицейскую форму второй смертник и произвел подрыв.
Исаев пришел на работу в органы внутренних дел еще в 1985 году, во времена СССР. В СМИ есть сведения о том, что он принимал участие в заседаниях антитеррористической комиссии Кизлярского района. Кроме того, он участвовал в работе комиссии, которая помогала ушедшим из экстремистского подполья дагестанцам вернуться к мирной жизни. Стронники Исаева говорят, что его мог оговорить кто-то из недовольных.
Генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов считает, что Гази Исаев вряд ли был бы арестован, если бы у следствия были на руках только показания одного задержанного террориста.
- В таких случаях, как правило, следователи располагают объективными доказательствами вины человека. – заявил Михайлов «МК». – Я не буду его называть преступником до суда. Самое сложное – это разоблачать людей, которые находятся в системе. Тем более, что мы имеем дело с Дагестаном. И мы имеем дело с людьми, которые должны «найти сами себя». Люди, которые работают в правоохранительной системе, находятся в «мертвой зоне». Они исключаются из числа подозреваемых при расследовании такого рода преступлений. Розыскники ищут, как правило, поверх их голов. Во все субъекты РФ рассылаются ориентировки с просьбой обратить внимание на людей, которые подпадают под такие-то характеристики. Этот человек, видимо, под такие ориентировки не подпадал. А вообще бывает и так, что даже при наличии косвенных улик силовики не очень заинтересованы в том, чтобы разоблачить своего коллегу…
Тем более это Кизляр, там всегда была очень непростая оперативная обстановка. Очень сложно работать с национальными республиками…
- У вас был в прошлом подобный опыт?
- Я в 1977 году принимал участие в розыске преступников, взорвавших метро. Мы тогда рассылали ориентировки по всей стране. В частности, просили уточнить в местных КГБ, где изготавливались и продавались сумки, в которых находились взрывные устройства. Где был изготовлен материал для этих сумок. Очень долго не могли найти никаких зацепок. И вдруг неожиданно в октябре (а преступление произошло в январе) КГБ Армении ответил, что сумки изготавливались и продавались в Ереване. По всей стране шерстили все магазины, предприятия, где производят сумки, но армяне у себя не искали, так как считали, что это может произойти где угодно, но только не у них. Это из той же серии. Но в данном случае я не исключаю, что он сам мог быть причастен к розыску. Когда человек находится внутри системы розыска, то он будет делать все возможное, чтобы его не разоблачили.
- Если верить следствию, то Гази Исаев занимался своей деятельностью не один десяток лет. Как же это ему удавалось?
- Часто преступления раскрываются через многие годы. Это, конечно, всегда вызывает вопросы. Мы с вами не знаем уголовного дела, не знаем, как на него вышли. Но когда речь идет о таком тяжком преступлении, у правоохранительных органов, скорее всего, есть доказательная база, а не только показания одного ваххабита.
- Что можно сказать о правоохранительной системе на Кавказе? Она действительно настолько коррумпирована?
- Сложный вопрос вы мне задали. Тема деликатная. На Кавказе в правоохранительные органы действительно приходит служить большое количество людей, не обладающих соответствующими качествами и возможностями. Это всегда было «сладким» местом, куда рвались порой и за большие деньги. Там могут появляться самые разные личности. Это объективный факт, мы с этим сталкивались. На Кавказе все настолько переплетено на неформальной основе, что часто родоплеменные отношения рассматриваются как политическая целесообразность.
"Я не берусь судить, насколько этот полковник причастен к терактам. – сказал «МК» ветеран войны в Чечне, герой России Рустем Клупов. – Но глубоко законспирированное подполье, которое действует против РФ, всегда было и есть. Время от времени вскрываются какие-то его элементы и это доводится до простого народа.
Наверняка у тех, кто задерживал Исаева, есть для этого серьезные основания. Могу сказать, что во время войны в Чечне мы часто наблюдали, как местные милиционеры за деньги пропускали боевиков, особенно в первую кампанию. Можно вспомнить рейд Басаева в Буденновск. Как-то мой товарищ, майор, попал на праздник, где присутствовали сотрудники МВД разных республик Кавказа. Так у них был разговор только о том, кто за какие деньги купил погоны. Спросили и у него, сколько он заплатил за майорские погоны. Когда он сказал, что нисколько, ему не поверили".
Читайте материал "Везший террористку-смертницу в Москву водитель высказался о Гази Исаеве"