Выяснились подробности предстоящих похорон Джигарханяна

Траурная церемония пройдет на Ваганьковском кладбище

14 ноября на 86-м году жизни умер народный артист СССР Армен Джигарханян. В трудные пандемические дни крайне сложно организовать церемонию прощания. Но поклонники все равно приходят, часами стоят на холоде, чтобы возложить цветы и поклониться своему кумиру. Поэтому в Московском драматическом театре под руководством Армена Джигарханяна, который Армен Борисович возглавлял с 1996 года вплоть до последних дней, хотят дать возможность всем желающим цивилизованно проститься с любимым артистом.

Траурная церемония пройдет на Ваганьковском кладбище

Армена Джигарханяна похоронят на Ваганьковском кладбище рядом с дочерью Еленой, которой не стало при трагических обстоятельствах в 1987 году. Она рождена в 1964 году в первом гражданском браке актера с актрисой Аллой Ванновской. Вместе они работали в Ереванском драматическом театре им. К.С.Станиславского, которому Джигарханян отдал 10 лет. Алла Ванновская была старше мужа на 15 лет и скончалась, когда их дочери было всего два года. Позднее Джигарханян женился на актрисе того же театра Татьяне Власовой и усыновил ее сына Степана. Так они и жили, вчетвером. В конце 1990-х Татьяна переехала в США, где живет Степан.

Будущий народный артист СССР родился в Ереване 3 октября 1935 года. Рос без отца. Воспитывали его мама и отчим. А с отцом довелось встретиться уже позднее, когда стал взрослым человеком. Джигарханян — дитя военного времени, хорошо знавший, что такое хлебные карточки и физический труд. Со школьных лет он увлекся театром. Наверное, эту любовь унаследовал от матери. А в 1950-х учился в Ереванском художественно-театральном институте, стал актером, успев поработать на «Арменфильме» на подхвате у оператора.

Его актерский кинодебют состоялся в 1960 году в фильме «Обвал». В последующие годы Джигарханян так много снимался, что удостоился едкой эпиграммы Валентина Гафта: «Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где играл Джигарханян». Кстати, теперь совсем забыта телеэкранизация пьесы Островского «Бесприданница», снятая в 1974 году Константином Худяковым, где Гафт сыграл Паратова, а Джигарханян — Карандышева. Он многое умел: быть экспансивным, сносящим все на своем пути, тонко чувствовать и передавать все нюансы любви, казаться слабым при всей своей мужской харизме, смешить и быть нелепым. Он был сентиментален, когда сыграл деда-эмигранта в картине Владимира Аленикова «Улыбка Бога, или Чисто одесская история». Было это после того, как у актера умер любимый кот Фил, по которому он сильно горевал. И Владимир Алеников пообещал ему вернуть любимца на экране, и это так растрогало мужественного Джигарханяна. Интересно, что с Александром Калягиным они встретились на площадке спустя 30 лет после знаменитой картины «Здравствуйте, я ваша тетя!» К 2006 году оба стали мэтрами и сыграли в комедии «Руди и Сэм» Григора Гярдушяна стариков-разбойников: бывшего разведчика и экс-министра финансов, волею судеб оказавшихся в доме престарелых. В их распоряжении оказались пять миллионов евро и героиня в исполнении ГлюкоZы, и тут они начудили, зажигаясь друг от друга.

Закадровый голос Джигарханяна звучит во многих фильмах — зарубежных, российских, документальных. Неповторимым голосом Джигарханяна заговорили герои многих мультфильмов. Классикой стали «Жил-был пес» и «Остров сокровищ». А совсем недавно Армен Борисович говорил в мультфильме «Лола живая картошка» Леонида Шмелькова от лица покойного дедушки главной героини, являясь ей во сне. Леонид Шмельков рассказал нам о работе, которая стала, быть может, самой последней для Армена Борисовича. В анимации-то уж точно.

— Картина «Лола живая картошка» вышла в 2018 году, когда Армен Борисович уже болел. Как вам удалось привлечь его к работе?

— Записывали мы его в 2017 году. Армен Борисович тогда еще не болел. В анимации все несколько иначе, чем в игровом кино. Голос мы делаем до производства. Движение персонажа рисуется в зависимости от того, как рот открывается, в соответствии с акцентом, который есть в реплике. Весь «Союзмультфильм» так работал. Художнику, рисующему сцену, нужно понимать, что говорит персонаж, и в соответствии с этим он делает артикуляцию, движение губ и рук. Когда мы записали голос Джигарханяна, то сцены уже создавались по-другому. Иногда он говорил не то, что было написано. Я всегда предупреждаю актеров, что фраза такая, но если вам приятнее произнести ее чуть-чуть иначе, то, пожалуйста, давайте ее попробуем. И у Армена Борисовича есть несколько очень классных фраз, которые он придумал. Я сохранил дубли, которые не вошли в фильм. Там были очень смешные сцены.

Кадр из фильма "Лола живая картошка"

— Вы уложились в один день?

— Да он все записал часа за два. А потом мы приезжали к нему домой. Армена Борисовича за наш фильм «Лола живая картошка» наградили анимационной премией «Икар», но на церемонии он не мог присутствовать. Он уже и не помнил, что это за фильм. Мы передали приз и показали картину.

— Почему вы пригласили именно его?

— Бывают хорошие драматические актеры, а голос у них не харизматичный. А у него он действительно уникальный. Мультфильмы с участием Джигарханяна я и сам очень любил в детстве, особенно «Остров сокровищ», где его голос и персонаж хорошо складываются в единый образ. Я не мог найти другого актера для фильма «Лола живая картошка». У меня даже персонаж был нарисован до того, как пришла идея пригласить Армена Борисовича. И он оказался похожим на него — получился немного армянский дедушка.

— Как Армен Борисович отнесся к своему ушедшему в мир иной герою?

— Роль дедушки, конечно, с трагическим оттенком. Он же играет уже умершего человека, но на то они и актеры. Они привыкли к тому, что иногда приходится умирать в кадре. Армен Борисович не особенно вникал в детали, хотя я ему все рассказал. И как классно он все сделал! Я надеялся на него. Большие актеры могут привнести много своего. Ты планируешь что-то одно, а на записи появляются новые интонации, какие-то фразы. У меня они были очень короткие, иногда в два слова. Но он так их произносил, что вся сцена становилась вкусненькой. Я очень доволен. Приятно и то, что в фильме вместе с Арменом Джигарханяном участвовала и моя дочка, озвучивавшая девочку. Они записывались по очереди, но в один день.

Так и остались незавершенными несколько кинопроектов. Покойный Степан Пучинян приготовил для Джигарханяна роль одного из 12 апостолов в картине «Три времени года». Армену Борисовичу предстояло решить, что делать с молодым скрипачом, попавшим под колеса автомобиля: отправить на тот свет или вернуть к жизни? Апостол Джигарханяна должен был спросить: «Чего вы хотите? Богатства, популярности, любви?» Герой выберет скрипку Паганини. Интересно, что предпочел бы сам Армен Борисович?

На сцене своего первого театра в Ереване Джигарханян переиграл самый разнообразный репертуар вплоть до Ричарда III. Но золотая пора пришлась на работу в Московском театре им. Вл. Маяковского, где Джигарханян сыграл Левинсона в спектакле Марка Захарова «Разгром» по роману Фадеева, где он участвовал в легендарных теперь спектаклях по пьесам Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание» и «Кошка на раскаленной крыше». На него ходила вся театральная Москва, а фразы Стэнли Ковальски и Большого Па разошлись на цитаты. Он сыграл Менделя Крика в «Закате» Бабеля и генерала Хлудова в «Беге» Булгакова. Его темперамент совпадал с сумасшедшей энергией Андрея Гончарова, когда-то и пригласившего его в Маяковку.

В 1996 году в Москве Армен Джигарханян сыграл моноспектакль «Последняя лента Крэппа» по пьесе Беккета в постановке режиссера из Софии Крикора Азаряна. Был он там прекрасен и ужасен: глаза — как черные черешни, шамкающий рот. Его старик запирал и отпирал ящики, доставал из них бананы, бесконечно слушал магнитофонные записи своего голоса из прежней и ушедшей жизни. После спектакля у гримерки актера выстроилась очередь. Его хотели поздравить с премьерой коллеги, важные начальники и кузнец из Ленинакана, с которым Джигарханян лично не был знаком, но принял как брата. В те дни только-только рождался театр «Д», позднее названный Московским драматическим театром под руководством Армена Джигарханяна. А возник он после восьмилетнего преподавания во ВГИКе. В 1996-м Джигарханян решил организовать свой театр на основе курса, которым тогда руководил.

Умер Армен Джигарханян: последние кадры и лучшие роли Народного артиста

Умер Армен Джигарханян: последние кадры и лучшие роли Народного артиста

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28416 от 16 ноября 2020

Заголовок в газете: Театр одного Армена

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру