– Система образования справляется с карантинными ограничениями по-разному, но в целом очень неплохо. Россия находится в числе стран-лидеров, наша образовательная система функционирует в нынешних сложных условиях даже лучше, чем европейская, там многие институты вообще закрылись, - говорит ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. - Если брать именно вузовскую систему, то 20% учебных заведений до сегодняшнего дня сохраняли в полном объеме очное обучение, 20% де-факто перешли к заочному образованию, а у 60% имелось и то, и другое.
Теперь же, когда дистанционка «накрыла» всех, Кузьминов не видит причин для особого беспокойства.
- Дистант – это абсолютно традиционное образование, просто оно реализуется в удаленном режиме, - утверждает он. - Качество дистанта зависит от двух факторов: насколько устойчивы каналы связи и какие есть девайсы у слушателей.
Первый плюс – в образовании появился ряд новаций в плане удаленного формата обучения, расширился рынок труда, резко вырос уровень кадрового состава преподавателей: у нас, например, появились западные и китайские профессора, которые удаленно ведут занятия, участвуют в научных семинарах. То же самое Москва делает по отношению к регионам.
Второе – стало возможно организовывать курсы для нескольких университетов сразу, и эти занятия тоже могут транслироваться. В вузах все-таки учатся люди, которые замотивированы, их не надо увлекать цифровыми технологиями, не надо детально контролировать. Вузы плавно переходят на «цифру», а вот в школах, конечно, ситуация значительно сложнее.
– Но может ли быть успешным дистанционное обучение в медицине?
– Чистый дистант в медицине – это плохо, и в геологии плохо, и еще в некоторых сферах. Очевидно, что есть вещи, привязанные к реальным процессам физического плана.
– Можно ли сейчас сказать, какими будут специалисты после дистанционного формата обучения?
– Такими же, как и раньше. Все зависит не от того, конференц-семинар или живой семинар, а от того, с кем этот семинар. Зависит от того, каково качество приема студентов в вуз, каковы научно-проектные результаты его преподавателя. Этого не надо бояться.
Кузьминов так же отметил, что сильнее всего от пандемии пострадают выпускники этого года, выходящие на рынок труда – таковых он называет «классом короны». Но есть и те, кто выиграет – из-за «пандемийных» последствий повысится спрос на IT-специалистов, бизнес-аналитиков, маркетологов, специалистов по коммуникациям, по онлайн-образованию и медиков.
Но сложнее всего, конечно, приходится студентам и преподавателям тех вузов, где предусмотрено много практических занятий – творческих и спортивных.
- Сейчас наши образовательные организации уже перешли на дистанционное обучение, - рассказали «МК» в Министерстве спорта. – Это Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (Москва), НГУ им. П.Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург), Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (Омск) и др.
С периода весенних ограничений спортивные вузы серьезно продвинулись в дистанционных технологиях, разработаны новые учебно-методические материалы, организовано онлайн-общение преподавателей и студентов с использованием различных платформ.
Но, безусловно, профессиональное образование в области спорта требует значительного объёма практических занятий. Поэтому проводится коррекция графиков учебного процесса – в период снятия ограничений в первую очередь идет практическая подготовка студентов.
Практические занятия возможно проводить также в режиме видеоконференцсвязи, например, в зависимости от вида спорта можно изучать и технику физических упражнений или их элементов, комплексы упражнений для физической подготовки и пр.
Однако результаты резкого снижения доли аудиторных занятий нам еще предстоит оценить, ведь в прошлом учебном году выпускниками были студенты, которые уже освоили большую часть программы.
Что же касается творческих вузов, подведомственных Министерству культуры, то приказом Министра от 11.11.2020 им разрешено оставить индивидуальные и мелкогрупповые очные занятия.
- Есть так называемый процесс непрерывной разливки стали – то есть процесс, который нельзя ни прервать, ни приостановить, - пояснил «МК» ректор Государственного института театрального искусства Григорий Заславский. – То же можно сказать и о процессе развития актерского мастерства, музыкальной или балетной подготовки. В этих областях остановка губительна, поэтому мы очень благодарны министру Ольге Любимовой за предоставленную возможность заниматься со студентами индивидуально или группами по 5-6 человек.