Ответа нет. Потому что нет четкого руководства к действию, обязательного для исполнения всем. Например, губернатор Екатеринбурга выпустил указ, по которому продлил вынужденные каникулы до 9 ноября, однако это распоряжение носит чисто рекомендательный характер, поэтому две екатеринбургские гимназии решили ему не следовать и выйти с «удаленки».
Учебные заведения федерального подчинения устанавливают свои правила и сроки каникул, специализированные - типа кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ кое-где вообще предпочли запереть детей за высокими заборами без увольнений, выходных и возвращений домой до конца декабря.
А вот Министерство образования и науки Нижегородской области предложило самим родителям выбрать варианты учебы своих отпрысков, то есть взять ответственность за их здоровье исключительно на себя.
«Как должны учиться дети в Нижегородской области в период пандемии?» - этот опрос был размещен в официальном паблике регионального минобра. Повлияют ли ответы законных представителей несовершеннолетних на окончательное решение властей?
Продлевать каникулы не хотят в Архангельске, в Перми... К чему в итоге это может привести?
Например, в многодетной пермской «Семье года» Ощепковых с четырнадцатью детьм все члены одновременно потеряли обоняние. Как пишут местные СМИ, никому из домашних так и не сделали тесты на коронавирус.
В субботу родители вызвали скорую из-за повышенной температуры у одной из девочек, заодно попросили посмотреть всех остальных. Им ответили, что приедут только к ребенку с симптомами. Но в итоге никто из врачей так до многодетных и не добрался.
Сейчас дети все ещё на каникулах, но те заканчиваются, и родители просто не знают, что делать дальше - продолжать сидеть дома без справок нельзя, на самоизоляцию никого не отправили, так как коронавирус ни у кого официально не диагностирован. Так без обоняния, видимо, всем и придётся идти на уроки…
Чего ожидают школы в самом ближайшем будущем, если там опять начнётся распространение заразы? Не надо открывать Америку. На этот вопрос уже ответили израильские учёные. Они провели исследование и установили, что вовремя отправить учебные заведения на карантин - это ещё половина дела, главное - не позволить детям выйти с него раньше времени.
Так, в рамках мер по сдерживанию распространения коронавируса правительство Израиля объявило о полном закрытии всех учебных заведений ещё 13 марта 2020 года. 3 мая 2020 года было разрешено ограниченное открытие школ (детские сады, 1-3 и 11-12 классы) в небольших группах. Школьные классы снова заработали с 17 мая 2020 года, предполагали, что если будут строго соблюдаться все положенные гигиенические правила - ношение масок для лица, социальное дистанцирование и минимальное общение между классами, то второй вспышки не случится.
Однако, несмотря на то, что Израиль - не Россия, и там все послушно придерживались советов врачей и эпидемиологов, ходили в масках, уже спустя примерно 10 дней были зафиксированы первые крупные вспышки COVID-19 в средних школах. Первый случай заболевания зарегистрирован 26 мая, второй - 27 мая. Эти два эпизода не были эпидемиологически связаны.
Тестирование всего школьного сообщества только в одном учебном заведении выявило 153 заражённых учеников и 25 сотрудников. В итоге только в одной школе было инфицировано около 260 человек, включая родственников и друзей обучающихся.
Примерно такую же тенденцию проследили и в других учебных заведениях. При этом, как предположили учёные, закрытие школ и уход на локдаун не дали такого быстрого эффекта по снижению заболеваемости, как возвращение ребят за парты — по ее резкому подъему.
Как известно, инкубационный период коронавируса составляет до двух недель, и «вторая волна» в России началась как раз в двадцатых числах сентября.
Вероятно, в марте-апреле большинство учеников ещё не успели переболеть сами и, следовательно, не стали суперраспространителями для своих родителей, бабушек, дедушек и педагогов. После снятия ограничений (и окончания каникул) именно «непереболевшие» школы и могли превратиться в настоящие рассадники COVID-19.
Не получится ли опять, что вынужденные каникулы в октябре в большинстве регионов также окажутся бесполезными и даже вредными - дети выйдут оффлайн в начале ноября и снова начнётся неконтролируемый рост заболевания, остановить который смогут только новые каникулы.
Но ведь каникулы тоже не могут продолжаться нон-стопом? Это будет какая-то бесконечная петля локдауна, день сурка, когда любые попытки вырваться на свободу, не исключено, станут приводить только к ещё большей распространенности заболевания, если верить исследованиям израильтян.
Поэтому, если мы сделаем выбор в пользу очной учёбы, без хаотичных уходов на удаленку и резких возвращений обратно, профилактика COVID-19 в школах, по мнению учёных, должна включать в себя обучение в небольших группах и минимизацию смешивания учащихся. Учителя и родители обязаны надевать маски, соблюдать гигиену рук, а также физическую дистанцию и т. д. Посещения школы недопустимы при любых признаках болезни.
Следует также рассмотреть возможность проведения части занятий на открытом воздухе. «Профилактика COVID-19 включает в себя исключение "трех КС": закрытых помещений с плохой вентиляцией, многолюдных мест и тесных контактов»,
Наконец, самое важное значение приобретает надлежащее планирование профилактики COVID-19 на следующий учебный год.
Раз уж этот год, похоже, для многих потерян.