Традиционными религиями в России считаются православие, ислам, буддизм и иудаизм. Соответственно, в школьную программу предлагают внедрить изучение священных текстов этих религий: Библии, Корана, Трипитаки и Танаха. Напомним, в 2017 году тот же митрополит Иларион и вовсе требовал сделать обязательным преподавание религии ученикам 1–11-х классов, но теперь заметно умерил свои аппетиты. Хотя педагогам и родителям от этого не легче…
На самом деле российские школьники уже давно изучают на уроках те же библейские легенды как литературный жанр, как сюжеты мировой классики в живописи и скульптуре. Действительно, знание библейских историй совершенно необходимо для понимания очень многих классических литературных произведений. При этом совершенно непонятно, зачем нужно скрупулезное изучение священных текстов, как Библии, так и Трипитаки. Оно необходимо лишь верующим людям, воспитывающим в соответствующем духе своих детей, но для них уже имеются многочисленные воскресные школы, медресе и пр. А всем остальным изучение священных текстов к чему? Не говоря уже о том, что вообще рассуждать об изменении школьной программы в светском государстве должны все-таки педагоги, а не священнослужители.
По мнению Илариона, изучение священных текстов в школе должно повысить «нравственную составляющую» подрастающего поколения, уж коли литературные герои с этим не справляются. Но в реальности это может произойти, только если изучать религиозные источники с позиции веры. А значит, мы вновь возвращаемся к внедрению именно религиозного воспитания в школе, которая у нас вроде как до сих пор была светская, а какою будет дальше — уже не очень понятно...
Я уж не говорю о том, что в школьном курсе так или иначе уже присутствует изучение священных текстов, правда, в культурологическом аспекте. Но, очевидно, этого церковникам кажется мало; или же все-таки аспект не устраивает? Напомню, с 2012 года в школах ввели обязательный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), в рамках которого родители 4-классников могут выбрать один из 6 модулей. Среди них есть основы всех четырех традиционных религий России, в рамках которых происходит и обзорное изучение священных текстов. При этом семьи, которые не хотят грузить свое чадо религией, имеют право отправить его на изучение основ светской этики; именно так поступают около 40% россиян.
Вряд ли в случае внедрения религиозных текстов в программу по литературе детям дадут выбирать, что им изучать: Библию, Коран или «Три мушкетера». Да и никто из нас не может точно знать, чем подобные нововведения могут обернуться впоследствии. История с парижским учителем Сэмюэлем Пати, убитым юным фанатиком, лишний раз напоминает, что религия, увы, далеко не всегда несет в себе свет и добро... Думаю, российским учителям будет очень непросто учить детей из семей разного вероисповедания нравственности на примере священных текстов четырех религий. Посему авторам подобных предложений стоит освежить в памяти вышеупомянутые писания: кесарю — кесарево, а Богу — богово…