Легендарных Ту-154 осталось в строю — по пальцам пересчитать. У летного отряда «Россия», ФСБ, МВД и Минобороны. Гражданских больше нет.
Когда-то это был самый массовый пассажирский самолет. Советские авиаконструкторы создали передовую супертехнологичную машину своего времени — высокомеханизированное крыло, тройное резервирование систем управления, а значит — безопасность, великолепная устойчивость во всем диапазоне высот и скоростей.
Это вовсе не значит, что самолет не устарел, по нынешним меркам. Ему, может, и пора на покой. Но что взамен?
В 1991 году Россия выпустила 426 воздушных судов (весь СССР — 547). В текущем 2020 году в стране их произведено 48. Из них самолетов — 14 штук. Это вот авиапром? Только «Эрбас» в прошлом году поставил 863 самолета почти сотне заказчиков.
Вся наша гражданская авиация сейчас — это «Боинги» и «Эрбасы». Некоторые — с гордыми именами наших великих соотечественников.
Но пилоты наши измеряют высоту в футах. Разговаривают в нашем небе с нашими диспетчерами на английском.
Пилот: Moscow Control, hello, Siberia 1142, over KANON, FL340. (Москва Контроль, здравствуйте, Сибирь 1142, проходим КАНОН, эшелон 340).
Диспетчер: Siberia 1142, Moscow Сontrol, hello, set squawk 2750. (Сибирь 1142, Москва Контроль, сквок (код автоответчика) 2750).
Горькая ирония.
Из своего... Ну, допустим, «Суперджет». Свой он только на четверть. Остальное — импортные комплектующие. От этого чуда отказались почти все зарубежные эксплуатанты, которым удалось его втюхать. Крупнейшая наша авиакомпания, имеющая более 50 таких самолетов в своем парке, тоже не слишком рада этому приобретению. «Суперджеты» простаивают.
Допустим, может быть, будет МС-21. Вот только почти все зарубежные поставщики отказываются выполнять свои обязательства. А без них, пусть с помощью китайских друзей, наш МС-21 будет уже не такой легкий и современный, а значит привлекательный для авиакомпаний. Зачем обобщенному Западу иметь российский конкурентоспособный самолет на рынке?
Региональный турбовинтовой Ил-114 (еще советской разработки) никак не начнут производить...
Мы больше не авиационная держава. Так, трепыхаемся, все больше на словах... Слава Богу истребители и бомбардировщики еще делаем.
Во вторник, 27 октября, в Мытищах, на Федеральном военном мемориальном кладбище открыли памятник Генриху Новожилову — выдающемуся авиаконструктору, последнему из великой плеяды генеральных конструкторов. «Отцу» Ил-76, Ил-86, Ил-96 (на таком летает Путин) и вот этого самого регионального Ил-114.
Нет больше генеральных конструкторов, одни лощеные менеджеры в госкорпорациях.
Нет больше наших пассажирских самолетов, только памятники им у аэропортов стоят...
Памятник Ту-154 уже есть в Новосибирске, у того самого «Толмачево», куда он совершил прощальный рейс.
Каждый день я хороню свою Родину. Каждый день — какой-нибудь оторванный от нее кусок. Изжеванный, как Украина, проданный, как сибирская тайга, безжизненный, как залитая соляркой тундра. Сегодня вот надо закопать сломанные крылья.