В принципе маркировка – дело важное и нужное. По замыслу, по наличию на пачке препарата уникальной марки каждый потребитель сможет проследить всю цепочку от производства препарата до попадания его в аптеку (отсканировав код с помощью смартфона). Маркировка должна стать надежным заслоном на пути фальсифицированной продукции. Но…
С ее введением что-то пошло не так. Почти сразу начались сбои по всей цепочке, что привело к срыву поставок. По некоторым данным, в информационной системе мониторинга движения лекарственных препаратов случилась авария – в результате система виснет по несколько часов. "Система по-человечески в боевом режиме не была испытана. Лекарств достаточно, они производятся, они находятся на складах, но они не могут двигаться из-за того, что система не работает", - говорит глава Ассоциации российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев.
Как рассказывает фармэксперт Роман Кубанев, система виснет на каждом шагу: "Производитель во время создания 1 упаковки должен закупить маркировку и добавить ее на упаковку. Далее отправляем запрос в централизованную систему. Система виснет. Товар стоит на заводе. Потом товар попадает на склад дистрибутора. Надо опять отправлять запрос - система виснет. Товар стоит на складе. Долго стоит. Раньше 5 минут, сейчас по 14 дней. Итого: цепочка поставки товара удлинилась минимум на 2-4 недели. Товарные запасы аптек были распроданы под ноль, потому что на улице реальная эпидемия, люди болеют и им нужно лечение, а лечиться – нечем".
Препараты начали скапливаться на складах или попадать в "карантинные" зоны аптек. "Сотрудники аптек в очень тяжёлой ситуации. Препарат вроде как есть, но его как бы и нет. А перед тобой человек, у которого родственник в реанимации, и препарат нужен срочно. И он умоляет, плачет, кричит!" – рассказывает аптекарь Елена Лазарева.
Как поясняет директор Ассоциации независимых аптек Виктория Преснякова, ежедневно люди из разных регионов страны сообщают о разного рода дефицитах: нет парацетамола, жизненно-важных антибиотиков, жидкости для инъекций, тромболитиков, противовирусных, обезболивающих и пр. "В связи с введением обязательной маркировки мы не можем реализовывать эти продукты. Даже если они иногда есть в аптеке, из-за маркировки они в карантине, - говорит Преснякова. - Некоторые препараты даже минимального ассортимента не доходят до аптек, поскольку застревают на каком-то этапе товаропроводящей цепочки – например, у дистрибьюторов. Система не отлажена, она очень громоздкая, сложная. Ее запускали в первую очередь для защиты конечного потребителя. Но получается, что как раз потребитель и страдает".
Одна из европейских фармкомпаний развернула свою фуру с препаратами на границе и объявила о приостановке поставок в Россию по меньшей мере до конца октября.
В результате по всей стране начались катастрофические проблемы с лекарствами. Из аптек пропали десятки наименований препаратов, включая те, которые сейчас активно выписывают для амбулаторного лечения ковида. Да и другие тоже – маркировка ведь обязательна для абсолютно всех лекарств. "Я принимаю препараты из группы заместительной гормонотерапии, они пропали абсолютно везде, - рассказывает журналист Юлия. – Бегала закупала остатки по аптекам".
Игроки рынка (производители, дистрибьютеры, аптекаря) уже давно предупреждали о возможных проблемах и прогнозировали коллапс, поэтому не раз обращались в правительство с просьбой отложить введение обязательной маркировки. Но, увы, услышаны не были.
И вот на днях крупные ассоциации фармпроизводителей и аптечные объединения написали письмо российскому премьеру Михаилу Мишустину, где пожаловались на «катастрофическую неработоспособность» системы отслеживания движения лекарств и потребовали принятия неотложных решений, чтобы остановить начавшийся лекарственный коллапс. Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев предложил правительству РФ приостановить маркировку жизненно важных лекарств в период пандемии. Депутат Госдумы Федот Тумусов направил запрос в Минпромторг, в котором указал на недостатки "необкатанной системы".
На этот раз реакция последовала незамедлительно: Минпромторг временно отменил систему маркировки, сделав ее из обязательной уведомительной. «Принимая во внимание пик повышенного спроса, решили временно перевести систему маркировки лекарств в уведомительный режим работы в аптечном и дистрибьюторском сегментах. Это позволяет отпускать товар сразу, не дожидаясь ответа системы маркировки», — заявил глава Минпромторга Денис Мантуров.
"Сработало и общественное возмущение, и мнения экспертов. Но хорошо уже и то, что ошибку признали. Теперь ждем не только временной отмены системы, но и ее исправления в будущем", - отмечает Федот Тумусов.
Хочется верить, что теперь все точно исправят. Однако есть еще одна проблема: введение маркировки уже вызвало серьезный рост цен на препараты. За каждый код, который наносится на упаковку, производители должны платить 60 копеек; установка системы маркировки на одну производственную линию оценивается в 500 тысяч евро. "Сегодня нам прислали сегодня парацетамол по 75 руб., который стоил 6 руб. 80 копеек", - рассказывает аптекарь Светлана Жданова.