То, что пандемия коронавируса до неузнаваемости изменила учебный процесс, известно всем. Однако наперекосяк, как оказалось, пошли и летние каникулы. Ибо внезапно выяснилось: две трети детей школьного возраста, вместо того, чтобы на отдыхе гулять, слушать музыку, гонять на велике или на худой конец сидеть в соцсетях, вдруг кинулись учиться.
Самыми популярными для дополнительных занятий этим летом, по данным исследований, оказались дисциплины из школьной программы — математика, русский и английский языки: их указали 67% юных респондентов. При этом особенно любопытно, что более 40% школьников самостоятельно выбрали приоритетные предметы, и около трети (31,7%) занимались ими регулярно около часа в день, а самых активных, которые тратили на учебу более 3 часов в день, набралось 4,9%!
То есть занятия по школьной программе заняли этим летом удивительно значимое место в жизни российских школяров.
Впрочем, еще удивительнее другое. «Ученики, которые занимались,- отмечается в исследовании,- не только оправдали ожидания старших, но и показали высокий уровень организованности и самодисциплины: 53% родителей сообщили, что ребенок в большинстве случаев изучал материал самостоятельно, а 34% - что решение заниматься дети приняли сами». Однако самое невероятное, что «и родители, и дети близки в своих оценках полученного летом опыта. Так, подавляющему большинству школьников (72%) понравилось (!) заниматься. 80% взрослых уверены, что их дети положительно или нейтрально отнеслись к учебе на каникулах, и только 20% не наблюдали интереса у ребенка».
Причины этого небывалого прилива трудолюбия у школьников, конечно, надо исследовать подробнее. Но со школьными проблемами, как свидетельствует опрос, их связывает лишь каждая четвертая семья: 13% родителей признались, что таким образом дети пытались подтянуть знания, которые просели на карантине, а еще 11% - что целью летних занятий была борьба с плохой успеваемостью по определенным предметам в течение года. Большинство же (72%) родителей отметили, что «учеба летом стала способом организовать досуг ребенка». Как говорится, любое развлечение хорошо в отсутствии других развлечений...
Не подтверждают исследователи и версии, что главным мотиватором усиленной учебы на каникулах стал страх родителей и детей перед Всероссийскими проверочными работами – ВПР, обещанными школьникам в начале учебного года:
- Летние учебные занятия, конечно, были направлены на повторение материала прошедшего учебного года и восполнение пробелов,- заявила «МК» один из организаторов исследования, руководитель направления по взаимодействию с учителями Екатерина Латыпова.- Но мы не думаем, что проверочные работы в начале учебного года выступали дамокловым мечом. Входной мониторинг по предметам школьной программы — это стандартная практика для российских школ.
- Данные, которые получили коллеги, интересны тем, что отличаются от бытовой картины, от стереотипа о каникулах, к которому мы привыкли,- прокомментировал «МК» итоги исследования региональный директор программы «Учитель для России» в Новгородской области Ярослав Артюхин. - Однако очевидно, что занятость будет очень различной в зависимости от местности. Так, например, для детей, которые проводят лето в деревне (или городском частном секторе) лето – еще и период работы на огороде и большего объема работ по хозяйству. Так что этот вопрос стоит изучить внимательнее. В целом же надеюсь, учителя и родители смогут поддержать это явление. Разумно комбинируя нагрузку и оставляя пространство для самостоятельного обучения подростка, взрослые дадут возможность и пространство для развития авторской позиции ученика по отношению к собственной учебе, да и жизни в целом.